%div %img{ src: "https://mc.yandex.ru/watch/47307528", style:"position:absolute; left:-9999px;", alt:""}
Институт истории им. Ш.Марджани
Академии наук Республики Татарстан
employee

Лаукарт-Горбачева Ольга Викторовна


старший научный сотрудник, уволилась с 1 июня 2023 г.


кандидат социологических наук



Контактные данные:

Раб. тел. (843) 292-81-99
E-mail: olga241202@yandex.ru

Биография

Ученая степень кандидат социологических наук

Тема кандидатской диссертации «Реализация инновационного процесса в современном школьном образовании (на примере Республики Татарстан)» (Казань, 2000 г.)

Специальность 22.00.04 – социальная структура, социальные институты и процессы

Ученое звание доцент

Место работы, должность  Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ
старший научный сотрудник отдела этнологических исследований (с 2021 г.)

Сфера научных интересов

Социология образования, инновационные процессы в образовательной сфере, государственная образовательная политики, инклюзивные модели образования, влияние процессов глобализации на образовательное пространство

Основные научные публикации

Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах, определенных ВАК МОиН РФ

Горбачева О.В. Проблемы российского образования в докторских диссертациях по социологии // Вестник Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева. – 2010. – №4. – С. 192–194.

Горбачева О.В., Гиззатуллина Г.М. Российский и американский социологические дискурсы проблем образования // Вестник экономики, права и социологии. – 2011. – №1. – С. 192–197.

Горбачева О.В. Сущность постсоветских изменений сферы образования // Вестник Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева. – 2012. – № 4. – Вып. 1. – С. 285–288.

Горбачева О.В. Студенческий дискурс проблем российского образования // Ученые записки Казанского университета. – Серия Гуманитарные науки. – 2012. – Т. 154, кн. 6. – С. 69–75.

Лаукарт-Горбачева О.В., Максимова О.А. Проблемы высшего образования в оценках молодого поколения // Вестник экономики, права и социологии. – 2015. – №4. – С. 316–321.

Лаукарт-Горбачева О.В., Максимова О.А. Социальное партнерство российских вузов и субъектов рынка труда: проблемы и перспективы развития // Вестник экономики, права и социологии. – 2016. – №4. – С. 228–231.

Лаукарт-Горбачева О.В., Максимова О.А. Билингвальное образование в оценке представителей различных поколений Республики Татарстан // Вестник экономики, права и социологии. – 2017. – №3. – С. 142–145.

Лаукарт-Горбачева О.В. Информационно-сетевые приоритеты молодежи Татарстана в образовательной сфере // Вестник экономики, права и социологии. – 2017. – №4. – С. 277–280.

Максимова О.А., Лаукарт-Горбачева О.В. Информационно-сетевые ресурсы в повседневных практиках цифрового поколения: структура и особенности потребления // Вестник экономики, права и социологии. – 2018. – №2. – С. 179-182.

Лаукарт-Горбачева О.В. Проблема билингвального образования Республики Татарстан в оценке родительского сообщества // Вестник экономики, права и социологии. – 2018. – №4. – С. 238–240.

Лаукарт-Горбачева О.В. Проблемы развития системы билингвального образования Республики Татарстан // Вестник экономики, права и социологии. – 2019. – №3. – С. 127–130.

Лаукарт-Горбачева О.В., Осиповская М.П. Педагогический дискурс проблем развития инклюзивного образования в Республике Татарстан // Вестник экономики, права и социологии. – 2020. – № 1. – С. 130–133.

Лаукарт-Горбачева О.В., Максимова О.А. Социальные аспекты трудоустройства и социально-трудовой адаптации выпускников вузов с ограниченными возможностями здоровья // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. – 2021. – Т. 14. – № 2. – С. 34–48. https://doi.org/10.31660/1993-1824-2021-2-34-48

Лаукарт-Горбачева О.В., Осиповская М.П. Проблемы социально-трудовой адаптации и трудоустройства выпускников школ и школ-интернатов для детей с ОВЗ // Казанский социально-гуманитарный вестник.  – 2021. – №3 (3). – С. 19-21. DOI: 10.26907/2079-5912.2021.3.19-21. https://kpfu.ru/main_page?p_cid=411206&p_random=195

Габдрахманова Г.Ф., Лаукарт-Горбачева О.В. Стратегические установки развития человеческого капитала в Республике Татарстан: официальный дискурс // Казанский социально-гуманитарный вестник.  – 2021. – №4 (4). – С. 4–8. DOI:10.26907/2079-5912.2021.4.4-8. https://kpfu.ru/main_page?p_cid=413581&p_random=133 

Лаукарт-Горбачева О.В., Осиповская М.П. Социально-трудовая адаптация и трудоустройство выпускников татарстанских школ и школ-интернатов для детей с ОВЗ в оценках родительского сообщества // Вестник экономики, права и социологии. – 2022. – 3. – С. 111114.

Статьи, опубликованные в рецензируемых научных журналах SCOPUS и WoS

Maximova O., Belyaev V., Laukart-Gorbacheva O., Nagmatullina L., Hamzina G. Russian Education in the Context of the Third Generation Universities` Discourse: Employers’ Evaluation // International Journal of Environmental and Science Education. – 2016. – Vol. 11. – Iss. 16. – Pp. 9101–9112.

Maximova O., Belyaev V., Laukart-Gorbacheva O. Transformation of the System of Bilingual Education in the Republic of Tatarstan: Crossover Ethnolinguistic Controversies // Journal of Social Studies Education Research. 2017: 8 (2), 15–38.

Maximova O.A., Belyaev V.A., Laukart-Gorbacheva O.V., Larionova I.V. Intergenerational Discourse on the Problems of Russian Education and Creation of Bilingual Environment // European Research Studies Journal. 2018. Volume XXI, Issue 4, 805–817.

Osipovskaya M.P., Laukart-Gorbacheva O.V., Gafiatullina N.R. Problems of Implementing an Inclusive Concept of Educational Organizations of the Republic of Tatarstan. In: Gafurov I., Valeeva R. (Eds) VI International Forum on Teacher Education, Kazan Federal University, Russia. May 27 – June 9, 2020 // ARPHA Proceedings. 2020: 3, 1897–1909.

Laukart-Gorbacheva O.V, Belyaev V.A., Maximova O.A., Sibaeva G.R. Employment and Labor Adaptation of Russian University Graduates with Disabilities // Nuances Est. Sobre Educ., Presidente Prudente. – 2021. – V. 32. DOI: https://doi.org/10.32930/nuances.v32i00.9127.

Лаукарт-Горбачева О.В. Человеческий капитал как концепт Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан // Регион: экономика и социология. – 2022. – № 1 (113). – С. 130152. DOI: 10.15372/REG20220105.

Статьи в коллективных монографиях

Горбачева О.В. Социологический дискурс проблем российского образования / Современное российское образование: проблемы и перспективы развития: монография / Под ред. В.В. Фурсовой, О.В. Горбачевой. – Казань: Казан. ун-т, 2012. – С. 50–85.

Горбачева О.В. Поколенческие дискурсы проблем российского образования / Российское общество 2010 годов: связь времен и поколений: монография / науч. ред. и сост. канд. социол. наук, доцент О.А. Максимова. – Казань: Изд-во Казан. гос. техн. ун-та, 2014. – С. 135–152.

Максимова О.А., Лаукарт-Горбачева О.В. Динамика поколений в информационном обществе / Динамика реальных и условных поколений в информационном, полиэтноконфессиональном обществе: монография / [О.А. Максимова, В.А. Беляев, Л.К. Нагматуллина и др.]; под общ. ред. О.А. Максимовой. – Казань: Бук, 2019. – С. 17–30.

Статьи в научных журналах и сборниках

Горбачева О.В. Особенности инновационного процесса в сфере образования / III Всероссийский социологический конгресс. Москва-2008. – М.: ИС РАН; РОС, 2008 (Диск СD, ISBN978-5-89697-157-3).

Горбачева О.В. Тематический репертуар научных публикаций по социологии образования / Всероссийская социологическая конференция «Образование и общество». Москва, 20-22 октября 2009 г. – М.: ИС РАН; РОС, 2009 (Диск CD, ISBN 978-5-89697-165-8).

Горбачева О.В. Опыт контент-анализа проблем российского образования // Социология. Экономика. Политика. Известия высших учебных заведений. – 2010. –№2. – С. 78–80.

Горбачева О.В., Фурсова В.В. Социология образования как отрасль социологического знания: сравнительный анализ российского и зарубежного образовательного дискурсов // Социологическая наука и социальная практика. – 2015. – № 2(10). – С. 88–111.

Лаукарт-Горбачева О.В. Официальный дискурс проблем российского образования / Десятые Ковалевские чтения / Материалы научно-практической конференции 13-15 ноября 2015 года. / Отв. редактор: Ю.В. Асочаков. СПб.: Скиния-принт, 2015. – С. 1177–1179.

Горбачева О.В., Фурсова В.В. Социология образования как отрасль социологического знания: сравнительный анализ российского и зарубежного образовательного дискурсов // Социологическая наука и социальная практика. – 2015. – № 2(10). – С. 88–111.

Лаукарт-Горбачева О.В. Официальный дискурс проблем российского образования / Десятые Ковалевские чтения / Материалы научно-практической конференци 13-15 ноября 2015 года. / Отв. редактов: Ю.В. Асочаков. СПб.: Скиния-принт, 2015. – С. 1177–1179.

Laukart-Gorbacheva O.V. Development of modern sociology of education in Russia // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2016. – №4-10. – С. – 23–25.

Laukart-Gorbacheva O.V. Problems of modern Russian education in estimates of students / Российское социологическое сообщество: история, современность, место в мировой науке / Материалы научной конференции к 100-летию Русского социологического общества имени М.М. Ковалевского 10-12 ноября 2016 года. / Отв. редактор: Ю.В. Асочаков. СПб.: Скифия-принт, 2016. – С. 778–780.

Лаукарт-Горбачева О.В. Реализация инклюзивной модели в образовательных учреждениях Татарстана: педагогический дискурс / Евразия и глобальные социально-экономические изменения: VII Международный конгресс социологов тюркского мира: сборник научных трудов (Казань, 12-13 марта 2020 г.) = Eurasia and the global socio-economic change: VII International congress of turkish world sociologists: сollection of scientific papers (Kazan, March 12-13, 2020). – Казань: Издательство Казанского университета, 2020. – С. 387–391.

Осиповская М.П., Лаукарт-Горбачева О.В. Готовность к педагогической деятельности как критерий развития инклюзивной практики в системе образования Республики Татарстан // Педагогика и психология. – 2021. – № 2(47). – С. 143–152. https://doi.org/10.51889/2021-2.2077-6861.15

Габдрахманова Г.Ф., Лаукарт-Горбачева О.В. Этничность как фактор развития человеческого потенциала Республики Татарстан // Позитивный опыт регулирования этносоциальных и этнокультурных процессов в регионах Российской Федерации [Электронный ресурс]: материалы V Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти Л.М. Дробижевой, г. Казань, 28–29 апреля 2022 г. / Под ред. Г.Ф. Габдрахмановой, Г.И. Макаровой, Л.В. Сагитовой. – Электронные данные. – Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2022. – 3,5 Мб; С. 39–43. – Режим доступа: http://www.tataroved.ru/publicat/books/pozitiv_opit2022.pdf

Лаукарт-Горбачева О.В. Концепт человеческого капитала: сущность и особенности в контексте постпостмодерна // Современная социологическая наука: ключевые тренды и перспективы исследования общества: V Международная конференция «Казанские социологические чтения»: сборник научных трудов (Казань, 2021 мая 2022 г) = Modern Sociological Science: Key Trends and Perspectives for the Study of Society: V International Conference “Kazan sociological readings”: collection of scientific papers (Kazan, May 2021, 2022). – Казань: Издательство Казанского университета, 2022. – С. 343350.

Лаукарт-Горбачева О.В. Стратегия развития человеческого капитала Татарстана: опыт контент-анализа // Международная научная конференция «Качество жизни населения промышленных территорий в стратегии “Общество 5.0”»: сборник материалов конференции (Набережные Челны, 2 июня 2022 г.). – Казань: Издательство Казанского университета, 2022. – Том 1. – С. 222226.

Лаукарт-Горбачева О.В. Образование как фактор развития человеческого капитала Татарстана: официальный дискурс / Непрерывная система образования «Школа – Университет». Инновации и перспективы: сборник материалов VI международной научно-практической конференции (Минск, 2728 октября 2022 г.). Минск: БНТУ, 2022. С. 271275.

Гранты, Программы

«Разработка технологий развития умений и навыков межкультурных коммуникаций в контексте формирования профессиональных компетенций специалиста» (2001 г.) – грант Фонда НИОКР Академии наук Республики Татарстан, исполнитель

«Теоретическое обоснование развития умений и навыков межкультурных коммуникаций в условиях вуза» (2002 г.) – грант Фонда НИОКР Академии наук Республики Татарстан, исполнитель

«Преемственность и конфликт поколений в условиях информационного, полиэтнического, поликонфессионального общества (на материале Республики Татарстан)» (2013 г.) – проект в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы, исполнитель

«Динамика реальных и условных поколений в информационном, полиэтноконфессиональном обществе (на материале Республики Татарстан)» (2017–2018 гг.) – грант РФФИ, исполнитель

«Роль информационно-сетевых технологий в формировании этноконфессиональной толерантности/интолерантности молодого поколения Республики Татарстан» (2017 г.) – грант РФФИ, исполнитель

«Социальные и информационно-сетевые аспекты трансформации политики билингвизма в Республике Татарстан в контексте поддержания этнической толерантности населения» (2018 г.) – грант РФФИ, исполнитель

Знание языков: английский