Валеева-Сулейманова Гузель Фуадовна
главный научный сотрудник
доктор искусствоведения
Контактные данные:
Раб. тел.
(843) 292-82-99
E-mail:
valeeva_art@mail.ru
Биография
Образование
1984–1985, Институт этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая АН СССР, научная стажировка. Рук. С.И.Вайнштейн
1978, Институт языка, литературы и истории им. Г.Ибрагимова КФАН СССР, аспирантура
1974, Казанский инженерно-строительный институт, архитектурный факультет.
Ученая степень
1998, доктор искусствоведения (специальность 17.00.04 – изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура). Дисс. совет Д092.10.01 при Государственном Институте Искусствознания (Москва).
Тема диссертации: Декоративное искусство Татарстана, истоки национальных традиций, история современного развития.
1980, кандидат искусствоведения (специальность 17.00.05 – декоративное и прикладное искусство). Дисс. совет К064.10.01 при Московском высшем художественно-промышленном училище (бывш. Строгановское).
Тема диссертации: Монументально-декоративное искусство Советской Татарии и его народные традиции.
Ученое звание
Профессор; заслуженный деятель науки РТ (2007)
Место работы, должность
С 2014 г. по настоящее время, главный научный сотрудник отдела истории религий и общественной мысли Института истории им.Ш.Марджани АН РТ
2004–2014, главный научный сотрудник отдела истории общественной мысли и исламоведения Института истории им. Ш.Марджани АН РТ
2010–2014, профессор кафедры теории и истории архитектуры Казанского архитектурно-строительного университета (по совместительству)
2001–2004, профессор кафедры декоративно-прикладного искусства Казанской академии культуры и искусства (по совместительству)
2001–2004, ведущий научный сотрудник Института языка, литературы и искусства им. Г.Ибрагимова АН РТ
1995–2014, старший научный сотрудник Института Татарской энциклопедии, главный редактор раздела «Изобразительное и декоративное искусство» (по совместительству)
1985–2001, старший научный сотрудник Института языка, литературы и искусства КФАН СССР, АН РТ
1976–1985, аспирант, младший научный сотрудник Института языка, литературы и истории КФАН СССР
Область научных интересов
История татарского декоративного и изобразительного искусства, архитектуры; мусульманское искусство в Волго-Уральском регионе; региональные и локальные традиции народного декоративного искусства; этноискусствознание.
Знание языков
русский, татарский, английский
Основные научные труды
Монографии
1. Монументально-декоративное искусство Советской Татарии. Казань: Татарское книжное издательство, 1984; 8 п.л.
2. Древнее искусство Татарии (соавтор Ф.Х. Валеев). Казань: Татарское книжное издательство, 1987; 15 п.л.
3. Декоративно-прикладное искусство казанских татар (автор отдельных разделов Р.Г.Шагеева). М.: Советский художник, 1990; 21 п.л.
4. Декоративное искусство Татарстана (1920–1990-е гг.). Казань: ФЭН, 1995; 15 п.л.
5. Искусство керамики Татарстана: художник Б. Шубин. Казань: Татарское книжное издательство, 2000; 12 п.л.
6. Древнее искусство Татарстана (соавтор Ф.Х. Валеев). 2 издание, дополненное. Казань: Татарское книжное издательство, 2002; 25 п.л.
7. Мусульманское искусство в Волго-Уральском регионе. Учебное пособие. Казань: Магариф, 2008. 223 с.
8. Bulgar Art // History of Tatars since Ancient Times. Volume 2. Kazan, 2017. P. 593-615.
9. Art of the Tatar Khanates // History of Tatars… Volume 4. Kazan, 2017. P. 627-638.
10. Art and Crafts // History of Tatars... Volume 5. Kazan, 2017. P.576-585.
11. Национальная традиция в декоративном искусстве // Татары. М.: Наука, 2017. С.587-617.
12. Традиции в современном искусстве: интерпретация и проблема критериев. Казань, 2017. 160 с.
13. Татдеко: платье царицы Сююмбеки и современный татарский костюм. Казань: Заман, 2019.
Сборник: Традиции в современном искусстве: интерпретация и проблема критериев». Казань: ИИ, ГМИИ, 2016. 160 с. + 8 с. вкл.
Главы и разделы в коллективных монографиях
1. Национальная традиция в декоративном искусстве // Татары. М., 2018 (2-е издание); М., 2010 (1-е издание). С.437–466.
2. Творчество Б.Урманче в архитектуре // Баки Урманче: живопись, графика, скульптура. Казань: Заман, 2017. С.422–424.
3. Искусство татарских ханств // История татар с древнейших времен в 7 томах. Казань: Ин-т истории, 2014. Т.4. С.627–638.
4. Художественные ремесла и искусство // История татар с древнейших времен в семи томах. Казань: ИИ, 2014. Т. 5. Том 5. С.588–598.
5. Tatar Applied Arts // Turkic Art Anthology. Astana: Turkic Academy, 2014. Pр. 296–311.
6. Туран-арт: синоним возрождения промыслов // Татдеко: от старинных технологий к современному дизайну / Г.Ф.Валеева-Сулейманова, С.К.Хайбрахманова, Р.Г. Шагеева. СПб: «Славия», 2012. С.27–40.
7. Народное декоративно-прикладное искусство татар. Основные этапы развития // Татдеко: от старинных технологий к современному дизайну / Г.Ф.Валеева-Сулейманова, С.К.Хайбрахманова, Р.Г. Шагеева – СПб: «Славия», 2012. С.41–54.
8. Arts and Crafts: Mechanical Arts/ Tatar History and Civilization. Chapter 7. Istanbul, 2010. Pp. 571–591.
9. Традиционная культура // Новое Надырово. Казань: Рухият, 2010. С.44–51; 194–246.
10. Народное декоративно-прикладное искусство // Тартарика. Этнография. Казань-Москва: Изд-во «Дизайн. Информация. Картография», 2008. С. 580–622.
11. Tatar Art and Culture at the Crossroads of Civilization // The Turkic Speaking Peoples. 2,000 Years of Art and Culture from Inner Asia to the Balkans. Ergun Cagatay, Dogan Kuban (Eds) Prestel Verlag: Munich-Berlin- London-New-York. Prince Claus Fund Library: Chapter 15. The Haque, 2006. Pp. 214–232.
12. Булгарское искусство // История татар с древнейших времен в 7 томах. Т. 2. Волжская Булгария и Великая степь. Казань: Изд-во «РухИЛ», 2006. С.592–616.
13. Традиционное искусство, ремесла и промыслы // Элмэт-Альметьевск. Казань, 2003. С.257–273.
14. Мусульманское искусство татар Среднего Поволжья // Ислам в Среднем Поволжье. Казань, 2001. Глава 29. С446–461.
15. Татарская Энциклопедия. Статьи. 1–6 Том. Казань, 2002; 2005; 2006; 2008, 2010, 2012.
16. Татар Энциклопедиясе. Статьи. 1–5 Том. Казан, 2008; 2010; 2012; 2014; 2016.
17. Татар Энциклопедиясе. Том 6. Тә-Ч. Казань 2019. 38 статей.
Научные статьи
Мемориально-религиозный комплекс в селе Кичучатово Альметьевского района Республики Татарстан как историко-культурный объект //Вестник Казанского гос. Ун=та культуры и искусств. 2020,№3. С. 21-26.
Концепция вертикального города как объекта проектирования…// Известия КГАСУ. 2018, №1. С. 63-72. Соавтор Ф. ЭльКатани
Использование ресурсосбергающих устройств в архитектурном проектировании торговых центров // Вестник Кыргызско-Российского Славянского ун-та. 2018, №12. Том 18. С. 69-73. Соавтор А.Абдулганиев.
Проблема модернизации в татарском искусстве в начале ХХ в. // Эхо веков. 2016, № 1/2. С.77-85.
Болгаро-хазарский генезис и проблема средневолжского варианта Салтовской культуры в искусстве казанских татар //Седневековые тюрко-татарские государства. №9. 2017. С.31–37.
К вопросу о назначении Черной палаты в г.Болгаре // Золотоордынская цивилизация. №9, 2016. С.279–289.
Процессы европеизации в искусстве татар начала 20 века // Ор религиозного реформаторства к европеизации культуры мусульман. М.: ГИИ, 2016. С.282–298.
Научное наследие Ф.Х.Валеева и его роль в развитии национальной культуры // Традиции в современном искусстве: интерпретация и проблема критериев. К.: ИИ, ГМИИ, 2016. С. 3–16.
Тюрко-мусульманские традиции в ювелирном искусстве татар и опыт их трансформации в современном творчестве // Традиции в современном искусстве: интерпретация и проблема критериев. К.: ИИ, ГМИИ, 2016. С. 91–103.
Головной убор из погребения женщины 14 в. на территории г.Болгара. Соавтор Ю.Федорова // Поволжская археология.№2, 2017. С.224–235. Scopus
Процессы модернизации в татарском искусстве начала 20 в. // Эхо веков. 2016, №1/2. С.78–85.
К вопросу о назначении Черной палаты в городе Болгаре // «Золотоордынская цивилизация». №9. 2016. С. 279–289.
Искусство татарской филиграни: традиции мастерства и историко-художественная специфика // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2015. №2. Т.2 .С.60–64.
Монументальная пропаганда и монументально-декоративные произведения в архитектурно-пространственной среде Набережных Челнов 1970–1980-х гг. // Всесоюзные ударные стройки в истории 20 века. Казань: Институт истории, 2015. С.45–54.
Опыт изучения традиционной культуры села Новое Надырово в Альметьевском районе Татарстана и некоторые сведения о его махалле // Татарские населенные пункты и махалли: история и пробоемы возрождения. Казань: ИИ, 2015. С.152–158.
Национальное своеобразие эстетической среды города: опыт Татарстана // Дизайн-ревю. №3–4, 2014. С.40–47.
Татарская кожаная мозаика: традиции и инновации // Художественная обработка кожи у тюркских народов. Тюрксой. Казань, 2014. С.160–174.
Памятники ювелирного искусства как источник изучения этнокультурных процессов // Бюллетень Института востоковедения РАН, Общества востоковедов России. Вып. 21. М., 2014. С.56–63.
Организация и технологии ювелирного производства татар // Вестник КГУКИ, 2013 №4. Т.2. С.18–20.
Специфика исламского искусства в Повожье на этапе становления /Вестник Казанского госуниверситета культуры и искусства. 2012, №1. С. 44–47.
Методология изучения татарского народного искус искусства как типа этнической культуры // Вестник Кемеровского госуниверситета культуры и искусства. 2012, №19–20. С.151–155.
Генезис древнеалтайскиъх традиций в народном искусстве татар // Вестник Казанского госуниверситета культуры и искусства. 2012, №2. С. 46–48.
Художественные промыслы и ремесла татар в 19 в. // Эхо веков. 2011, № 3–4. С.39–47.
О состоянии и проблемах развития искусствоведения в Татарстане//Первые казанские искусствоведческие чтения. Казань, 2011. С.185–188.
К вопросу об имперском стиле в искусстве Золотой Орды // Золотоордынское наследие. Вып.2. Казань, 2011. С.249–251.
Сопоставительная атрибуция произведений турецкого и татарского дворцового искусства / Средневековые тюрко-татарские государства. Вып.2. Казань: ИИ, 2010. С.170–173.
Генезис одного из «кочующих» в пространстве и времени мотивов // Человек и природа: социальный капитал. Киев-Симферополь, 2009. С.90–92.
Искусство Золотой Орды как часть исламской цивилизации» // «Золотоордынская цивилизация». Вып. 2. К., 2009. С.18–26.
Contribution of Turkic Volga Tatars into the World Handicrafts and applied arts// The Effects and Contribution of the Turkish Culture to the World Cultures. Ankara, 2009. C. 2467–2483.
Tatar art of Jewellery: traditions and innovations// Arts and Crafts in the Muslim World. Isfahan, 2008. C. 359–367.
Шапка Мономаха-имперский символ татарского происхождения / Золотоордынская цивилизация. Вып.1. Казань, 2008. С.22–29.
Мотивы декора надгробий 13–15 вв. с территории Волжской Булгарии и Крыма // Золотоордынская цивилизация. Вып.1. Казань, 2008. С.95–101.
Роль Музея национальной культуры в развитии татарского искусства//Развитие национальной культуры и формирование общественного сознания. К., 2006. С.30–44.
Tatar traditional handicrafts: experience and impacts for development// Tourism and handicrafts. Riyadh. 2006.
Искусство Казанского ханства: раритеты и методика их изучения // Кул Шариф и его время. Казань, 2005. С.114–126.
Мусульманское искусство // Ислам на Европейском Востоке. Энциклопедический словарь. Казань: 2004. С.248–250.
К вопросу о генезисе золотоордынских браслетов с зооморфными изображениями //Тюркологический сборник. Золотая Орда и ее наследие. М., 2002. С.187–198.
Татарское национальное искусство: к проблеме этнокультурного единства // Единство татарской нации. Казань: Фэн, 2002. С.112–119.
Arabic Epigraphy in Tatar Decorative and Applied Arts// Islamic Art Resources. Al-al Bayt University. 2001. C.118–123.
Национальный музей: концепция и пути развития //Диалог: музей и общество. Якутск, 2001. С.9–17.
Локальное и региональное в народном искусстве татар Альметьевского района // Альметьевский регион: проблемы историко-культурного наследия. Казань, 2000. С.111–122.
К вопросу об исторической преемственности культуры Альметьевского региона // Проблемы изучения истории заселения и образования населенных пунктов Альметьевского региона. Казань, 2000. С.109–129.
Татарское декоративное искусство в системе мусульманской культуры // Ислам в Поволжье: история и проблемы изучения. Казань, 2000. С. 159–170.
Из истории культуры и искусства татар // Преподавание истории в школе. М., №2, 2000. С. 4–11.
Типология взаимодействия художественной культуры татар в системе Восток-Запад // Тatarica. 1998, №1.С.108–128.
Короны русских царей – памятники татарской культуры // Казань, Москва, Петербург: Российская империя взглядом из разных углов. М., 1997. С.43–53.
Татарская филигрань в контексте генезиса и развития ювелирного искусства / Из истории татарского народного искусства. Казань: ИЯЛИ, 1995. С.67–100.
Научные труды
Из книги Ю.Г.Нигматуллиной «Системно-комплексное исследование художественного творчества: история научного направления в Казанском университете». Казань: Фэн, 2004. 251 с.
стр. 196–200
«…в) Системно-комплексное исследование татарского декоративного искусства
Научные исследования доктора искусствоведения Г.Ф. Валеевой-Сулеймановой на тему «Декоративное искусство Татарстана. Истоки национальных традиций, история современного развития» впервые предлагают систематизированное изложение истории татарского декоративного искусства на всем протяжении его существования [Валеева-Сулейманова Г.Ф. Монументально-декоративное искусство Советского Татарстана, - Казань, 1984; Древнее искусство Татарии. - Казань, 1987 (соавтор - Валеев Ф.X.); Декоративное искусство Татарстана. - Казань, 1995]. Охватывается громадный по объему материал, от глубокой древности искусства тюрков до современного состояния татарского искусства, включая работы представителей татарской диаспоры. Материал исследования включает комплекс монументально-декоративных и декоративно-прикладных видов искусства, развивавшихся в двух типах творчества - народном и профессиональном. Принципиальной является выработка целостной научной концепции, базирующейся на методе комплексного историко-искусствоведческого исследования.
Специфика татарского декоративного искусства такова, что требует системного подхода к его изучению, объединения данных разных наук: искусствоведения, археологии, этнографии, фольклора, исторического источниковедения и др., без которых создание полноценной истории этого вида искусства не представляется возможным. Работа по существу является первым сводом, в котором декоративное искусство татар и Татарстана рассматривается не столько с точки зрения творческого процесса развития, но как целостное явление, детерминированное историческими, этническими и социально-экономическими факторами, как развитая художественная система, внутри которой дается хронологическая, типологическая и видовая дифференциация. На каждом историческом этапе раскрывается приоритетность того или иного методологического подхода в анализе исследуемого материала. Однако основной принцип - системное рассмотрение явлений искусства в эстетическом и этническом аспектах.
В теоретическом плане работа подразделяется на две части. Первая часть охватывает исторический материал с анализом его по хронологическим этапам, начиная с первых государственных , образований татар в Восточной Европе. Выявляется собственный вклад автора в теоретическое осмысление истории декоративного искусства татар, которая систематизируется по таким крупным блокам: 1) предбулгарская и булгарская древность;
2) мусульманское средневековье; 3) становление общенационального искусства татар в рамках Российского государства. Прослеживая генезис декоративного искусства, автор раскрывает инвариантное ядро в наследовании художественных традиций, выявляя его в симбиозе оседлой и кочевой, этнической и мусульманской культур. Ею предлагается типология взаимодействия в рассматриваемых явлениях «салтовского» (болгаро-аланского), средневекового мусульманского (период Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства) и общенационального искусства татар Среднего Поволжья XVIII - начала XX вв. Раскрывается роль этноэстетических критериев в развитии художественного языка, в изобразительных принципах искусства, в формировании его национальных особенностей.
Впервые поставлена проблема татаро-кипчакского компонента и кочевой степной культуры в формировании средневекового искусства, что по-новому высвечивает культурогенез татар Поволжья. Новый подход лишен прежних стереотипов прямолинейности в преемственной передаче традиций искусства от волжских булгар как единственных предков татар и направлен, прежде всего, на выявление факторов, обусловивших симбиоз и синкретичность искусства татар, выработавшего свой собственный художественный стиль. После долгих лет умалчивания роли татаро-монгольского государства в истории татар восстанавливается существовавшее ранее связующее звено между культурами Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства.
Процессы цивилизационной интеграции в регионе Среднего Поволжья раскрываются автором через переосмысление понятия «мусульманское искусство» в предложенной концепции данного типа искусства. Декоративное искусство и архитектура татар включают не только собственно этнические, но и сформировавшиеся на протяжении столетий традиции исламской цивилизации, оказавшей влияние на становление системы художественно-эстетических ценностей. Во взаимодействии рождается собственный стиль в искусстве, формируются региональные черты мусульманской культуры, раскрывается механизм этнокультурных процессов в синтезе культур.
На примере искусства татар Поволжья выявляется и акцентируется тюркский компонент в мусульманской культуре, раскрываются этапы развития этнорегиональных особенностей этой культуры со времени принятия ислама до начала XX в.
Важное практическое значение в этом аспекте имеет разработанная автором методика атрибуции наименее известных исследователям произведений мусульманской культуры периода Казанского ханства. Она основывается на преемственности стилевого своеобразия и инварианта в художественно-ремесленных традициях, в привлечении синхронного и диахронного материала.
Раскрываются историко-художественные особенности в стадиальном развитии мусульманского искусства Поволжья и реконструируются стилевые параметры и архетипы форм. В итоге были предложены научные критерии в атрибуции прежде анонимных произведений татарского декоративного искусства, выявленных автором в фондах крупных музеев (Оружейная Палата, Государственный Музей этнографии народов России и др.).
Заслуживают внимания теоретические положения автора, касающиеся формирования общенационального искусства татар из региональных этнических компонентов. Основным является тезис о том, что в основе его лежит городская культура казанских татар, этнокультурные традиции, сложившиеся в период со второй половины XVIII до середины XIX вв. Для этого периода автором было введено понятие «национальный классический этап», раскрыты его проявления в характерных особенностях традиционных видов декоративного искусства, сохранивших черты культуры феодальной эпохи. Автор обосновал свою позицию относительно процессов интеграции элементов европейской культуры в сложившиеся формы традиционного, мусульманского искусства. Будь это влияние стиля барокко или классицизма, модерна или эклектики или движение мусульманского реформаторства, способствовавшее проникновению европейского изобразительного искусства и становлению творчества профессиональных художников, получивших академическое образование, - это те нововведения, которые легли в основу общенациональной культуры татар нового времени. Выводы автора, основанные на анализе материала по декоративному искусству, охватывавшему в дореволюционный период почти все сферы материально-духовного производства, имеют всеобщее историко-культурное значение и углубляют теоретико-методологический аспект исследований в области национальной культуры.
Во второй части работы по существу раскрываются закономерности развития искусства татар в новейшей истории, в основном в границах Республики Татарстан. Проблематика декоративного искусства современной эпохи: с 1920-х до середины 1990-х гг. была разработана автором впервые. Результаты исследования опубликованы в монографии «Декоративное искусство Татарстана». В ней привлечен огромный фактологический материал, классифицированный хронологически, по областям и видам искусства, включен в стройную систему концептуального изложения. Рассматриваются не только профессиональное, но и народное искусство, художественные промыслы, теоретически осмысливается взаимодействие данных типов творчества. Автор охватывает все периоды. В научный оборот введен новый документальный, архивный материал, особенно по периоду 1920-х-1950-х гг. из российских и татарстанских архивов и музейных фондов. Разворачивается достаточно интересная картина развития современного искусства, в которой автор переносит акцент с кризисности явлений на живительные основы народных традиций, раскрывая их в произведениях современных художников. Этап с 1930-х до середины 1950-х гг. связан с возрождением традиций, с 1950-х гг. они приобретают интернациональное звучание.
Период со второй половины 1950-х до начала 1990-х гг. охватывает обширный и разнообразный материал, в который включаются все виды декоративного искусства, всего более трехсот имен художников и мастеров. Выявление ведущих тенденций и возможных путей развития является особенно актуальным. Раскрывается система декоративного искусства через анализ индивидуальной творческой деятельности, серийного производства, художественного образования, музейной и выставочной практики. Теоретическое осмысление комплекса проблем, связанных со спецификой природы декоративного искусства, в котором сочетаются уникальное творчество и массовое тиражирование, традиции и инновации, новые формы функционирования произведений со старой художественно-технологической системой, происходит в рамках авторской концепции о роли художественного наследия в становлении своеобразия современного искусства. Выявляются процессы возрождения и развития традиций татарского декоративного искусства художниками разных национальностей, каждый вид и жанр этого искусства анализируется в ракурсе исторического развития, вклада в новую систему художественных ценностей.
В целом труды Г.Ф. Валеевой-Сулеймановой относятся к исследованиям феномена национально-регионального искусства и занимают самостоятельное место в комплексном подходе к его изучению».