%div %img{ src: "https://mc.yandex.ru/watch/47307528", style:"position:absolute; left:-9999px;", alt:""}
Институт истории им. Ш.Марджани
Академии наук Республики Татарстан
employee

Донина Лариса Николаевна


старший научный сотрудник


кандидат искусствоведения



Контактные данные:

Раб. тел. (843) 292-81-99
E-mail: lis.art@mail.ru

Биография

 

Уч. степень кандидат искусствоведения

Тема диссертации: «Татарский костюм в театре: проблемы интерпретации и реконструкции». Специальность: 17.00.04 – изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура (Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской Академии художеств, г. Москва, 2010 г.)

Звание: заслуженный работник культуры Республики Татарстан (2019)

Сфера научных интересов: этнология, этноархеология, культурогенез, народное декоративно-прикладное искусство: ювелирное, костюм; театральный костюм

Участие в работе государственных учреждений и общественных организаций:

член Международной ассоциации искусствоведов (АИС)

член Учёного совета Национального музея РТ

член Экспертного совета по экспертизе объектов нематериального культурного наследия при Министерстве культуры Республики Татарстан

член Художественно-экспертного совета Республики Татарстан по народным художественным промыслам

Гранты, программы:

Грант РГНФ – 2011–2012 гг. (№10-01–29102а/в). Научно-исследовательский коллективный проект «Электронная база данных по традиционной культуре волго-уральских татар». «Народная одежда» и «Ювелирное искусство»

Грант РФФИ – 2013–2014 гг. (№ 13-06-97056). Научно-исследовательский коллективный проект «Ювелирное искусство тюркских народов Евразии: общее и особенное».

Издательский проект «Татары» (переиздание коллективной монографии «Татары» из серии «Народы и культуры». – М.: «Наука», 2001)

Научно-исследовательский коллективный проект: Биобиблиографический словарь «Художники Татарстана. XX век» (ГНБУ «Академия наук РТ», с 2018–2020 гг.)

Основные научные труды:

1. Донина Л.Н., Хайруллин М.Б. Немецко-русско-татарско-латинский словарь терминов искусства. Казань: Алма-Лит, 2007. 36 с.

2. Донина Л.Н., Рамазанова Д.Б. Словник названий элементов татарского костюма. – Казань: Алма-Лит, 2007. 120 с.

3. П.Т. Сперанский. Л.Л. Сперанская-Штейн. От эскиза к спектаклю. Альбом-каталог. Казань: Татар. кн. изд-во, 2010. 464 с.

4. Донина Л.Н., Благов Ю.А. Театр Эрнста Гельмса. Каталог выставки. Казань: «Заман», 2013. 64 с.

5. Владимир Попов. Каллиграфия. Альбом-каталог. – Казань: Заман, 2019. – 400 с.

6. Донина Л.Н., Суслова С.В. Ювелирное искусство казанских татар (в соавтор. с С.В. Сусловой). – Казань: А-Пресс, 2022. – 76 с.

Коллективные труды:

1. Современное искусство войлока. Каталог Международной выставки  // Материалы Международного симпозиума «Искусство войлока в тюркском мире: история и современность». Казань: «Заман», 2013. С. 212–245. (в соавтор. с Р.Р. Султановой, О.Л. Улемновой)

2. Донина Л.Н., Суслова С.В. Ювелирное дело // Татары. Серия «народы и культуры». 2-н изд., перераб. / отв. редакторы Г.Ф. Габдрахманова, В.В. Трепалов, Р.К. Уразманова. М.: «Наука», 2017. – С. 316–329.

3. Донина Л.Н., Суслова С.В. Казанско-татарское ювелирное искусство в контексте технологических традиций художественного металла Евразии // «Ювелирное искусство тюркских народов Евразии: общее и особенное». Сборник очерков / под ред. С.В. Сусловой (отв. ред.), Г.Ф. Габдрахмановой, Л.Р. Павлинской. Казань: Издательский дом «Логос», 2018. С. 199–225.

Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах, определенных ВАК МОиН РФ, SCOPUS:

1. Донина Л.Н. Интерпретация татарского национального костюма в изобразительном и театрально-декорационном искусстве Баки Урманче // Вестник Чебоксарского университета. №1. 2009. С. 333–338.

2. Донина Л.Н. Реконструкция татарского костюма XV–XVI веков в спектакле «Идегей» на сцене Казанского государственного академического театра им. Г.Камала» // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 2009. №118. С.246–251.

3. Донина Л.Н. Татарский национальный костюм в театре // «Эхо веков». № 3/4. 2012. С. 244–251.

4. Донина Л.Н. Татарский традиционный костюм в балете Ф.Яруллина «Шурале» // «Эхо веков». № 3/4. 2013. С. 256–268.

5. Vagapova F.G., Donina L.N. Factors of Sufi Ideology Influense on the Fofmation of the Tatar Hand-Written Book Traditions // Sustainable Development. Special Issue. Vol. 8. No. 7. Canadian center of science and educating. August 2015. P. 147–153. (соавт.) 

6. Донина Л.Н. Сценический костюм в комедии Н.С. Исанбета «Хужа Насретдин» на сцене татарского театра // «Эхо веков». № 3/4. 2016. С. 112–119.

7. Донина Л.Н., Суслова С.В. Технико-технологические особенности казанско-татарской филиграни: этно-археологическое исследование  // «Поволжская археология». № 4(22). 2017. С. 222–236.

8. Донина Л.Н., Вагапова Ф.Г. Стили письма арабской графики в традиционной культуре казанских татар // «Эхо веков». №1(90). 2018. С.133–151.

9. Донина Л.Н. Орнамент татарских чеканных ювелирных украшений: семантический аспект // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 8. СПб.: изд-во СПбГУ, 2018. С. 661–670.

10. Донина Л.Н., Суслова С.В. О золотоордынских традициях в ювелирном искусстве казанских татар: на примере филигранных миндалевидных серёг // Золотоордынское обозрение. – 2019. – Т. 7, № 3. – С. 461–484.

11. Донина Л.Н., Суслова С.В. О джучидском наследии в ювелирных традициях казанских татар: искусство чеканки // Этнография. – № 1(15). – 2022. – C. 133–159. 

12. Суслова С.В., Донина Л.Н. Литые украшения казанских татар: опыт этноархеологического и технологического исследования // Археология евразийских степей. – 2023. – №5. – С. 229-241.

Статьи в научных сборниках и периодических журналах:

1. Донина Л.Н., Суслова С.В. Варианты татарского сценического костюма (по материалам археолого-этнографической реконструкции средневекового татарского костюма) // Материалы Международной научно-практической конференции, посвящённой 150-летию со дня рождения педагога-просветителя, художника Ш.А. Тагирова «Истоки и эволюция художественной культуры тюркских народов». Казань: «Заман», 2009. С. 359–362.

2. Донина Л.Н. Костюм и образ в театральных эскизах к спектаклям Казанского театра кукол (на примере творчества Л.Л. Сперанской-Штейн) // Материалы XII Международной научно-практической конференции «Мода и дизайн: исторический опыт – новые технологии». СПб: СПГУТД, 2009. С.412–416.

3. Донина Л.Н. Театральная интерпретация татарского костюма в драматическом театре (на примере ретроспективы мелодрамы К.Тинчурина «Голубая шаль») // Этнологические исследования в Татарстане. Выпуск IV. Казань: ИИ им. Ш.Марджани АН РТ, 2010. С. 132–144.

4. Донина Л.Н. Театрально-декорационное оформление оперы Н.Г. Жиганова «Алтынчеч» на сцене татарского театра // Материалы Международной научной конференции «Тюркская цивилизация и суверенный Казахстан. Астана, 2011. С. 302–308.

5. Донина Л.Н. Татарский национальный костюм второй половины XIX – начала XX века в татарском театре» // Этнологические исследования в Татарстане. Вып. V. Казань: ИИ им. Ш.Марджани АН РТ, 2011. С. 183–214.

6. Донина Л.Н. Знаковые функции национального костюма в иллюстрациях татарских сатирических журналов // Материалы XV международной научной конференции «Мода и дизайн». СПб.: СПГУТД, 2012. С. 32–37.

7. Донина Л.Н. Альбом Л.Сперанской «Костюм казанских татар»: опыт этнографо-искусствоведческого анализа // Материалы Международной научно-практической конференции «Этнос. Общество. Цивилизация: III Кузеевские чтения». Уфа, 2012. С. 287–292.

8. Донина Л.Н. Театральная интерпретация татарского традиционного костюма в балете Ф.Яруллина «Шурале» // Этнологические исследования в Татарстане. Выпуск VI. Казань: ИИ им. Ш.Марджани АН РТ, 2012. С. 149–166.

9. Донина Л.Н. Средневековый татарский костюм в театре: варианты театральных реконструкций»  // Этнологические исследования в Татарстане. Выпуск VII. Казань: ИИ им. Ш.Марджани АНРТ, 2013. С.82–91.

10. Донина Л.Н., Вагапова Ф.Г.  Художественное оформление татарских сатирических журналов: к вопросу о преемственности традиций // Материалы Всероссийская научно-практической конференции с международным участием. Четвёртые Казанские искусствоведческие чтения: «Искусство печатной графики: история и современность. – Казань: «Заман», 2015. – С. 118–121.

11. Интерпретация татарского традиционного костюма для балета: опыт первых постановок // Материалы Международной научно-практической конференции «Габдулла Тукай и тюркский мир», посвященная 130-летию со дня рождения классика татарской литературы Г.Тукая. – Казань: ИЯЛИ АН РТ, 2016. – С. 180–187. 

12. Донина Л.Н., Такташ Р.И.  Первая татарская музыкальная комедия «Башмачки»: предпосылки, формирование и развитие // Театр – музыка – кино. Исследования. Критика. Методология. Выпуск I. Сборник научных статей. – Казань, 2016. – С. 102–117.

13. Донина Л.Н., Суслова С.В. Татарская филигрань в контексте технологических традиций художественного металла тюрков Евразии // Материалы II Форума гуманитарных наук «Великая степь». Часть II. – Республика Казахстан, Астана, 2017. – С. 159–168.

14. Донина Л.Н. Отражение мусульманской идентичности татар в ювелирном искусстве: на примере каллиграфического орнамента на чеканных бляхах // Историческая этнология. Научный журнал. 2017. Т. 2. № 1. С. 64–79.

15. Донина Л.Н. Технология и орнаментация татарских чеканных ювелирных украшений: этно-археологическое исследование // Материалы Международной научно-практической конференции «Маргулановские чтения – 2018. Духовная модернизация и археологическое наследие». Республика Казахстан, Алматы-Актобе, 2018. С. 491–498.

16. Донина Л.Н., Суслова С.В. Татарское ювелирное искусство: о проявлениях татаро-русской синкретичности в ремесленных традициях казанского Поволжья // Историческая этнология. 2018. Т. 3. №1. – С. 69–80.

17. Донина Л.Н. Формирования ювелирных традиций Казанского Поволжья по материалам архивных источников // Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию государственной архивной службы России и 25-летию Государственного архива Республики – Ингушетия. Магас, 2018. – С. 156–160.

18. Донина Л.Н. Классическое хореографическое наследие XIX века в казанском театре: вчера и сегодня // Историческая этнология. 2017. Т. 3, № 2. – С. 209–234. 

19. Донина Л.Н., Суслова С.В. Казанско-татарская филигрань: этно-археологическое исследование технологических параметров // Интеграция археологических и этнографических исследований. Сборник научных трудов / гл. ред. Н.А. Томилов. – Павлодар; Омск: Издательский дом «Наука», 2018. – С. 58–62.

20. Donina L.N. Истоки комплекса технология-орнамент в татарской ювелирной традиции чеканки // IIIUluslararasi Şigabutdin Marcani Tatar Külturu, Tarıhı ve Edebıyatı Sempozyumu / Editörler Dinara Fardeeva, Merve Kidiryüz. Institution of Economic Development And Social Researches Publications. – Antalya, Türkiye, 2019. – С. 145–154.

21. Донина Л.Н. О семантике некоторых мотивов орнаментации в ювелирном искусстве казанских татар / Л.Н. Донина // Материалы IV форума гуманитарных наук. Международная тюркская академия, г. Астана, Казахстан). Часть II. – Нур-Султан: «Fылым» баспасы, 2019. – С. 142–148. 

22. Донина Л.Н., Суслова С.В. Ювелирные украшения казанских татар: традиционные и инновационные подходы и методы исследования // «Новое искусствознание». – Выпуск 4. – 2021. – С. 6–15.

23. Суслова С.В., Донина Л.Н. О двух центральноазиатских подвесках из фондов Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук: опыт этнолого-технологической экспертизы (в соавт. с Л.Н. Дониной // Историческая этнология. – 2022. – Т. 7, №. 2. –  С. 254–273. 

24. Донина Л.Н., Суслова С.В. Русский след в ювелирном искусстве казанских татар: технико-технологический аспект // Три века русского искусства в контексте мировой культуры / Под ред. Е.В. Грибоносовой-Гребневой. – М.: БуксМАрт, 2022. – С. 174 – 179, + 5 с. илл.

25. Донина Л.Н., Суслова С.В. Диахроный этноархеологический анализ казанской филиграни: на примере «татар сыргасы» // Интеграция археологических и этнографических исследований: сборник научных трудов / гл. ред. Н.А. Томилов; отв. ред. М.А. Корусенко. – Омск; Тюмень: «Издатель – Полиграфист», 2022. – С. 121–127. 

26. Суслова С.В., Донина Л.Н. Татарская застежка-ожерелье яка чылбыры: вопросы генезиса и этнокультурных взаимосвязей // Историческая этнология. – 2023. – Т. 8, № 1. – С. 94–111.

27. Донина Л.Н., Суслова С.В. Татарская плоскорельефная чеканка: тюрко-исламский вектор генезиса // Наследие Ислама в музеях России. – Казань, 2022. – С. 44-55

28. Татарские накосники в музейных и частных коллекциях: опыт художественно-технологического анализа // Опыт сохранения и развития традиционной культуры в современном мире. Народные художественные промыслы: материалы II Международной научной конференции. Казань, 30–31 октября 2023 г. – Казань: ИЯЛИ им. Г.Ибрагимова АН РТ, 2023. – С. 28–37.

29.  Донина Л.Н. Высокорельефная чеканка в казанско-татарской ювелирной традиции: историко-технологический анализ // Историческая этнология. – 2023. Т. 10, № 3. – С. 374–388.

Знание языков: русский/немецкий/татарский