%div %img{ src: "https://mc.yandex.ru/watch/47307528", style:"position:absolute; left:-9999px;", alt:""}
Институт истории им. Ш.Марджани
Академии наук Республики Татарстан
407277c1c66afd95fac5c03a47510f4e134b9093
1 июля 2024 г. в Симферополе состоялась научно-практическая конференция «Самоназвание крымских татар: история и современность»
04.07.2024

Организаторами мероприятия выступили Крымский научный центр Института истории им. Ш.Марджани Академии наук Республики Татарстан, редакция научного журнала «Крымское историческое обозрение», газеты «Голос Крыма new», газеты «Янъы дюнья», журнала «Йылдыз».

С приветственным словом от имени директора Института истории им. Шигабутдина Марджани АН РТ Р.Р. Салихова, конференцию открыл к.и.н., заведующий КНЦ Института истории им. Ш. Марджани АН РТ Э.Х. Сейдаметов. Отметив, что за последние годы в обществе активизировались вопросы, связанные с дискуссией о необходимости изменения национального самоназвания крымских татар он напомнил, о важности проведения такого рода научных мероприятий, направленных на распространение знаний об истории, культуре, языке и самоидентичности крымских татар.

На научно-практической конференции с докладами выступили преподаватели и сотрудники Крымского научного центра Института истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан, ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет им. Февзи Якубова», ФГАОУ ВО «КФУ имени В.И. Вернадского», ГБУ РК «Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник, представители национальных СМИ Республики Крым.

С докладом об аргументации автоэтнонима «крымские татары» индигенными и иностранными историческими источниками выступил Абдужемилев Р.Р. Этнониму «крымские татары» в документах периода советской истории и на современном этапе были посвящены исследования Г.Н. Кондратюка, Н.В. Бекирова. Терминам «татары» в крымскотатарской литературе и публицистике, а также в трудах известных ученых, были посвящены доклады Н.Р. Абдульвапова, Ш.Э. Юнусова, С.А. Сулеймана, А.Р. Эмирова, С.А. Сеитмеметовой, Э.Э. Абибуллаевой, Э.К. Аблязова, Э.Х. Сейдаметова, Э.А. Сеитбекирова, Л.С. Сейтхалиловой.

Несколько докладов были посвящены дискуссии об этнониме «крымские татары/кырымлы» в современном этническом контексте, упоминанию самоназвания крымских татар в песенном фольклоре народов Крыма, топониму «Крым» в контексте историко-археологический исследований и пр.

По итогам работы конференции была принята резолюция, текст которой, как и доклады участников, будет опубликован на страницах журнала «Крымское историческое обозрение» и в СМИ.

См. Программу и тезисы докладов конференции

Информация подготовлена младшим научным сотрудником КНЦ Института истории им. Ш. Марджани АН РТ Сеитмеметовой С.А.

Резолюция научно-практической конференции «Самоназвание крымских татар: история и современность»,
г. Симферополь, 1 июля 2024 г.

1 июля 2024 г. в г. Симферополе под эгидой Крымского научного центра Института истории им. Ш. Марджани АН РТ в соорганизации с редакциями газет «Голос Крыма new», «Янъы дюнья», журнала «Йылдыз» была проведена научно-практическая конференция «Самоназвание крымских татар: история и современность». Мероприятие явилось откликом на многолетние дискуссии по вопросу названия (самоназвания) крымских татар, став первым научно-практическим форумом по соответствующей проблематике. Ранее этот вопрос обсуждался в формате круглых столов, семинаров и дискуссий в медийном пространстве. В конференции приняли участие более двадцати специалистов в области истории, филологии, политологии, философии, международного права, журналистики, поставивших цель рассмотреть как саму проблему названия (самоназвания) крымских татар, так и наиболее часто излагаемые аргументы сторонников изменения этого названия.

Выслушав доклады, представленные на конференции, проведя их всестороннее обсуждение и приняв во внимание все приведенные в них исторические, этногенетические, филологические, культурные, политические, правовые аргументы, участники конференции приняли следующую резолюцию:

1. Самоназвание «крымские татары», как и самоназвание любого народа, складывалось и закрепилось в его собственном национальном сознании на протяжении длительного исторического времени и под влияниеммножества географических, этнических, политических, культурных и генетических факторов. Оно является кратким выражением и обозначением как генетической памяти многих поколений наиболее многочисленного коренного народа Крыма, символом собственной национальной самоидентификации, так и этнокультурным «лицом» народа во взаимоотношениях со всеми иными субъектами окружающей его социальной действительности.

2. Самоназвание «крымские татары» является не следствием чьих-либо произвольных устремлений или внешних воздействий на предков современных крымских татар в их комплексной совокупности, а результатом многовекового совместного проживания на одной территории, общих национальных интересов, бесчисленного множества взаимодействий между этническими сообществами и отдельными людьми, выработки общепринятых и общепризнанных принципов, морали и ценностей, культуры, языка, образа жизни.

3. Навязываемая крымским татарам, международному сообществу, отдельным научным деятелям, общественности не крымскотатарского происхождения дискуссия о якобы необходимости изменения национального самоназвания является неприемлемой. Все призывы изменить используемое самоназвание «крымские татары» на выдуманные, не имеющие ни исторических, ни научных, ни социально-культурных оснований псевдоэтнонимы «кырымлы», «крымы», «крымцы», являются пропагандой, основывающейся не на заботе о подлинных интересах крымскотатарского народа, а вызванной факторами, которые в настоящее время все еще трудно точно определить, но, очевидно, имеющей своими целями подрыв национальный консолидации, разрыв крымскотатарской нации как единого организма на некие антагонистические фрагменты, и, в конечном счете, неизбежное уничтожение крымских татар как этноса, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

4. Названия (самоназвание) «крымские татары», «крымскотатарский народ», «крымскотатарская нация» являются единственно возможными с точки зрения национальных интересов крымских татар, как в среде самих крымских татар, так и в их отношениях с внешним миром.

5. Процесс консолидации и укрепления национальной идентичности крымских татар, несмотря на трагические события в жизни народа в течение ХХ века, продолжается в настоящее время.

6. Участники конференции согласились с необходимостью издания материалов конференции для всеобщего сведения на крымскотатарском, русском, украинском, турецком и английском, а по возможности и на других языках, а также распространения их доступными способами через СМИ и Интернет. Помимо этого, была отмечена важность проведения систематической работы по распространению знаний об истории, культуре, языке и самоидентичности крымских татар.

Участники конференции:

Абдужемилев Рефат – кандидат филологических наук.

Абдульвапов Нариман – кандидат филологических наук.

Абдураманова Шефика – методист I категории по научно-просветительской деятельности ГБУ РК «Крымскотатарский музей культурно-исторического наследия» (г. Симферополь).

Абибуллаева Эльмира – младший научный сотрудник Крымского научного центра Института истории им. Ш. Марджани АН РТ (г. Казань).

Аблаева Наджие – руководитель медиаплатформы «Джанлы».

Аблязов Эмир – специальный корреспондент газеты «Голос Крыма new».

Апселямова Алиме – кандидат политических наук.

Бекиров Надир – кандидат философских наук.

Заатов Исмет – кандидат искусствоведения.

Иззетов Рефат – краевед.

Кемал Эльвира – историк, краевед.

Киримов Таир – кандидат филологических наук.

Комурджи Рустем – кандидат педагогических наук.

Кондратюк Григорий – доктор исторических наук.

Османов Длявер – главный редактор журнала «Йылдыз».

Сейдаметов Эльдар – кандидат исторических наук.

Сеитбекиров Эльдар – главный редактор газеты «Голос Крыма new».

Сеитваниева Гульнара – аспирант Стамбульского университета кафедры турецкого языка и литературы.

Сейт-Маметов Шукри – историк, младший научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани АН РТ.

Сеитмеметова Сельвина – старший научный сотрудник ГБУ РК «Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник» (г. Симферополь); младший научный сотрудник Крымского научного центра Института истории им. Ш. Марджани АН РТ.

Сейтхалилова Лейля – переводчик, языковед.

Сейран Сулейман – главный редактор газеты «Янъы дюнья».

Усеинов Мемедула – историк, эпиграфист.

Эмиров Айдер – редактор альманаха «Страна Крым».

Юнусов Шекет – кандидат филологических наук.

См. https://www.youtube.com/watch?v=VOQgtMeH3cE

  • Da0c48afd73bc4723b4e739b39028d35626e4068
  • 83493be6d81b282834a19430ec5d6f686301bfc3
  • B5d0581b517651f4e56b6713f4e3a3228ff0816d
  • Bd1ee5cd15af37c3dc8f77c471858ebfb9b75318
  • C4940c4ed0d06e0a2016760600ac78d3723449bb
  • 2407448b8657ebe7927e0099cfefe767658afed8
  • 5b40900ea83eaaecede72405582b36253160a4aa
  • E59d92bcfc44af56f6164e3dd9b309860b374073
  • 12a02065116b98068bcea03986220c455dc3f959
  • 929d3ef0b4d74687550504dcece33f02103746c7