23.09.2016
Большая часть журнала посвящена статьям на историческую тематику. В частности, интерес представляет статья научного сотрудника Института истории им. Ш.Марджани АН РТ Рустема Аминова «Отпадение в ислам и религиозное состояние нагайбаков в конце XIX – начале XX вв.» (с.9–15). Автор на основе архивных данных иллюстрирует процесс возвращения в ислам как нагайбаков оренбургско-орской группы, так и малоизученный вопрос частичного отпадения в мусульманскую религию верхнеуральских нагайбаков.
Научный сотрудник Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И.Носова Ирек Атнагулов в своей статье для спецвыпуска журнала представил свежие материалы из полевых экспедиций 2014–2015 гг. в поселения нагайбаков (с.16–44).
Руководитель центра изучения истории и культуры татар-кряшен и нагайбаков Института истории АН РТ Радик Исхаков в своей статье исследует дохристианские элементы в традиционной культуре нагайбаков (с.59–73). Он пришел к выводу, что особенности бытового уклада жизни и социокультурного развития нагайбаков стали фактором, благодаря которому удалось сохранить архаичные пласты этнической культуры их далеких предков.
Вопросы социокультурного развития нагайбаков в начале XX в. проанализировала научный сотрудник Института истории им. Ш.Марджани АН РТ Лилия Мухамадеева, автор повествует о жизни и публицистической деятельности нагайбачки пос. Варламово (Верхнеувельский) – Л.Н. Сейфуллиной (с.101–107).
Вопросы архитектурных особенностей поселений нагайбаков рассматриваются в статье научного сотрудника Челябинского государственного университета Андрея Рыбалко (с.130–144). Сотрудник Национального музея РТ Наиль Халиков пишет в авторской статье о четырех этапах в истории традиционной культуры нагайбаков (с.179–186).
На страницах спецвыпуска в рубрике филологические науки также исследуется тема особенностей нагайбакского говора (Флёра Баязитова, Институт языка, литературы и искусства им. Г.Ибрагимова АН РТ, с.187–201).
Представитель Российского института истории искусств Н.Ю.Альмеева на основе этномузыкологического метода демонстрирует культурно-историческое родство нагайбаков с кряшенами Поволжья (с.202–208).