01.10.2016
29 сентября 2016 года в г. Старый Крым состоялся круглый стол «Ислам в Крыму: изучение и сохранение памятников культуры», организованный Институтом истории им. Ш. Марджани АН РТ совместно с Государственным Эрмитажем.
Мероприятие было посвящено истории изучения и сохранения памятников истории и культуры крымскотатарского народа, ислама в Крыму. В круглом столе приняли участие ученые, краеведы, представители общественности и государственных органов власти из Санкт-Петербурга, Симферополя, Казани и Старого Крыма.
Открыл конференцию приветственным словом заместитель министра культуры Республики Крым Исмет Заатов. Он отметил важность и необходимость проведения научных конференций и круглых столов, посвященных истории Крыма и крымскотатарского народа.
"Данный круглый стол является результатом плодотворной работы Крымского научного центра Института истории им. Ш. Марджани АН РТ, который продолжает комплексное изучение историко-культурного наследия крымскотатарского народа. Перед Крымским научным центром стоит сложнейшая задача – написать фундаментальный академический труд по истории Крыма и крымскотатарского народа. Первым шагом на этом пути является изучение, описание и учет историко-культурного наследия крымскотатарского народа", - отметил директор Института истории им. Ш. Марджани АН РТ Рафаэль Хакимов.
Ведущий научный сотрудник Государственного Эрмитажа, руководитель Старокрымской археологической экспедиции Марк Крамаровский в своем выступлении подчеркнул, что проведение данного мероприятия - дань памяти ученым-исследователям, которые долгие годы изучали историю и культуру Крыма, проводили археологические исследования в Старом Крыму и многие из которых были репрессированы в 1930-е гг.
В мероприятии также приняли участие заведующий отделом государственного учета объектов культурного наследия Государственного комитета по охране культурного наследия Республики Крым Андрей Филатов, заместитель начальника управления по межнациональным отношениям Государственного комитета по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Республики Крым Дилявер Османов, заместитель муфтия Крыма Асадуллах Баиров.
В рамках круглого стола состоялась презентация первого тома «Свод памятников истории, архитектуры и культуры крымских татар», представляющее детальное освещение сохранившихся и утерянных объектов историко-культурного и архитектурного наследия крымских татар в г. Бахчисарае. Свод памятников был подготовлен Крымским научным центром Института истории им. Ш. Марджани АН РТ в рамках государственной программы Республики Татарстан «Сохранение национальной идентичности татарского народа (2014–2016 гг.)» и при поддержке Президента Республики Татарстан Рустама Минниханова.
В книгу вошли описания объектов, которые состояли на учете в реестре памятников археологии, архитектуры и истории г. Бахчисарая с довоенного времени, и тех, которые не находились под охраной государства, но имеют несомненную историческую и архитектурную ценность. Среди них можно выделить культовые объекты, образцы гражданской архитектуры, общественные сооружения и здания, места захоронений и т.д. Хронологические рамки исследования охватывают XIII – первую половину XX века: с начала становления и формирования крымскотатарско-мусульманской градостроительной и культовой архитектурной традиции в период Золотой Орды до событий трагической депортации из Крыма крымских татар 18 мая 1944 года.
Первый том положил начало масштабному проекту по составлению полного свода памятников историко-культурного наследия крымских татар на территории всего полуострова. Ученые Института истории АН РТ благодаря работе над созданием свода историко-архитектурных памятников Старо-татарской слободы в Казани накопили уникальный опыт по воссозданию исторического ландшафта и сохранению аутентичной национальной архитектуры.
Как отмечает заместитель директора Института истории АН РТ Радик Салихов, на момент начала работы над изучением памятников истории и культуры Старо-Татарской слободы в начале 1990-х гг. не было методологии, на которую можно было опираться в исследовании городской исторической среды. За основу исследования был взят принцип "махалли" – группы кварталов вокруг определенной мечети. У татар махалля, в отличие от аналогичных образований в странах Средней Азии и Ближнего Востока, благодаря европейской планировке населенных пунктов, не имела строгих пространственных ограничений. Ее специфика заключалась в общих для каждой отдельной общины сословных характеристиках, трудовой специализации, родственных и соседских отношениях. Были махали богатых родов, например, Апанаевых или Юнусовых, базарные, заводские, мещанские и другие общины, которые подчас сильно отличались в архитектурных ансамблях. Общим у них было – центральное место мечети и медресе, где проходила вся общественная и просветительская жизнь прихода.
Ученые-историки в работе над сводом памятников Старо-Татарской слободы тесно сотрудничали с архитекторами, краеведами и местными жителями. Результат их работы воплотился не только в формальном списке, где перечислены все объекты культурно-исторического наследия слободы, но, им также удалось донести до власти и широкой общественности необходимость сохранения, восстановления и должного содержания этих памятников. Сегодня Старо-Татарская слобода из некогда депрессивной заброшенной местности превратилась в процветающий аутентичный район, не уступающий по популярности у туристов Казанскому кремлю.
По мнению руководителя Крымского научного центра Института истории АН РТ Эльдара Сейдаметова применение опыта казанских ученых-историков по отношению к крымскотатарскому историко-культурному наследию будет иметь положительный результат. Он выразил благодарность в адрес Президента РТ Рустама Минниханова и ученых Института истории им. Ш. Марджани за всестороннюю поддержку в деле сохранении наследия крымских татар.
В рамках работы круглого стола с докладами выступили:
Заведующий кафедрой истории ГБОУ ВО РК КИПУ, старший научный сотрудник Крымского научного центра Института истории АН РТ, к.и.н. Э.И. Сейдалиев поделился с аудиторией опытом раскопок некрополя Кемаль-Ата на территории г. Старый Крым и поднял в своем докладе актуальные вопросы изучения и сохранения древних мусульманских кладбищ Крыма.
Отдельное внимание участники круглого стола уделили проблеме изучения историко-культурного наследия разнообразных этнических групп Крыма, так сотрудник НИЦ истории и археологии Крыма Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского, к.и.н. Д.А. Прохоров выступил с докладом о жизни караимской общины Старого Крыма в период XIX - начала XX вв.
Научный сотрудник Крымского научного центра, к.фил.н. Р.Р. Абдужемилев посвятил свой доклад изучению мусульманских памятников Карасубазара, города, который, на ряду с Солхатом (нынешнем Старым Крымом) являлся важным звеном Великого шелкового пути. О жизни мусульманской общины Карасубазара в период политических преобразований 1920-1930-х годов рассказал ведущий научный сотрудник Крымского научного центра, доцент кафедры истории ГБОУВО РК КИПУ, д.и.н. Г.Н. Кондратюк.
С докладами о мусульманском наследии Бахчисарая выступили заведующая Мемориальным музеем Исмаила Гаспринского, сотрудник Крымского научного центра Э.Э. Абибуллаева и преподаватель кафедры истории ГБОУВО РК КИПУ, научный сотрудник Музея истории и культуры крымских татар Э.Э. Османов. Мусульманским культовым сооружениям Гезлева был посвящен доклад научного сотрудника Института археологии Крыма С.В. Приднева.
Интерес вызвало выступление директора Культурно-этнографического центра "КОКЛУЗ", руководителя проекта "Развитие этнографического туризма в Бахчисарайском районе Крыма" Р.В. Саранаева, который подробно ознакомил аудиторию с особенностями архитектуры жилища крымских татар и презентовал проекты современных домов и общественных сооружений в традициях крымскотатарской архитектуры.
Заведующий отделом новой истории, д.и.н. И.К. Загидуллин посвятил свой доклад исламским институтам, в частности провел сравнение опыта функционирования Таврического магометанского духовного правления и Оренбургского магометанского духовного собрания.
Заведующий Северо-Западным научно-исследовательским центром им. Л.Н. Гумилева Института истории АН РТ, к.воен.н. Ш.К. Ахметшин поделился со своими крымскими коллегами опытом по изучению исторического наследия татарского народа и презентовал монографии изданные Северо-Западным научно-исследовательским центром.