
10.05.2025
4 мая 2025 г. состоялся очередной выезд в Кезлев с целью сбора материалов для Свода памятников крымских татар. Участники экспедиции – Ш.Сейтумеров, С.Приднев, Э.Сейдаметов, Т.Сейдаметов, Д.Мамбетов, А.Шейхумеров – побывали на землях бывшего кадылыка Шейх-Эли Кезлевского каймаканства, на территории которого еще в 20-х гг. ХХ в., экспедицией У.Боданинского и О.Акчокраклы, были научно осмотрены и зафиксированы представляющие интерес в историко-этнографическом, архитектурно-археологическом и бытовом отношении объекты периода Крымского ханства.
Осмотр начался с опустевшего вследствие войны и депортации, превратившегося в руины села Каймак, расположенного на западном берегу озера Донузлав. Предметом фотофиксации и краткого описания стали развалины фундаментов бывших жилых построек, остатки двух мусульманских кладбищ с сохранившимися на сегодняшний день надгробными памятниками, в том числе с изображением тамг, и развалы каменных стен купольного здания сельской мечети, описанной ещё в 20-х гг. XX века.
Согласно данным крымского историка И. Абдуллаева, опубликованным в книге «Наследие предков» (2021), в 80-е годы ХVIII в. в карие (селении) Каймак было две соборные мечети (джами). В результате голода начала 20-х гг. ХХ в. население деревни, насчитывавшей до 20 дворов, сократилось до двух. Ко времени ее посещения участниками этнографической экспедиции 1925 г. она находилось в развалинах. Согласно некоторым данным, здание купольной мечети села Каймак, подробно описанной и зафиксированной на фотопластинках и рисунках, сохранялось вплоть до 60-х гг. прошлого столетия.
На территории сохранившегося и находящегося в удовлетворительном состоянии старого мусульманского кладбища с. Юкен-Калач (также известного под названием Буюк-Калач – исчезнувшее село Черноморского района), среди прочих памятников были выявлены два высоких двурогих надгробия на постаменте, изготовленных из цельного камня-известняка. Ранее указанные и прочие идентичные надгробные плиты были обнаружены и зафиксированы участниками этнографической экспедиции 1925 г. и в некоторых других селах степного Крыма.
Одно из сохранившихся надгробий на вышеупомянутом кладбище Буюк-Калач при внимательном рассмотрении своими очертаниями напоминает сидящего человека. Отрадно было видеть результат труда неравнодушных граждан по сохранению исторической памяти, которые собственными силами восстановили часть каменной ограды старинного мусульманского кладбища.
Последним осмотренным в этот день объектом в окрестностях Кезлева стали сложенные из местного камня-известняка пролеты средневекового моста через озеро Сасык-Сиваш к северо-востоку от Кезлева, в районе населенного пункта, известного в недалеком прошлом под названием Богъай. Мост, предположительно позднесредневекового времени (длина полотна дороги над мостом в пределах 90–100 м) был построен на дороге, ведущей из Кезлева в Ор-Капу. Из-за высокого уровня воды в озере доступным для фотофиксации стал только один из арочных пролетов. Это сооружение упоминается в дневниках У.Боданинского как Богайский мост на Евпаторию.
Выражаем слова благодарности Сергею Придневу, Тейфуку Сейдаметову, Диляверу Мамбетову и Азизу Шейхумерову за оказанное содействие в работе экспедиции.
Информацию подготовил старший научный сотрудник КНЦ Института истории им. Ш.Марджани АН РТ Ш.С.Сейтумеров