
26.09.2025
V Международный научный семинар «Парадигмалар алмашыну шартларында татар тел белеме: теория, методология, гамәл» («Татароведение в ситуации смены парадигм: теория, методология, практика») состоялся 25–26 сентября 2025 года в Академии наук РТ, г.Казань. Семинар, проводимый ежегодно с 2021 года, нацелен на создание дискуссионной площадки, объединяющей ученых, которые занимаются исследованиями татарского языка, литературы, искусства, истории и культуры татар, для обсуждения актуальных теоретико-методологических проблем и перспектив развития татароведения.
К.ф.н., доцент Хайрутдинов А. Г. выступил на секции «Языки и культуры народов Урало-Поволжья» с докладом «Язык трудов Мусы Бигиева и его гуманитарно-культурологическая ценность». В своем выступлении Хайрутдинов остановился на истории татарского книжного языка на рубеже XIX–XX вв., существовавших в то время трендах его развития, рассмотрел вопрос об определении языка письменных трудов Мусы Бигиева в свете диаметрально противоположных оценок его современников. Говоря о гуманитарно-культурологической ценности языка трудов Мусы Бигиева, написанных им на татаро-османском языке, А.Г.Хайрутдинов отметил востребованность обогащения современного татарского языка понятийным аппаратом и лексикой из его работ как одно из средств сохранения национальной идентичности и востребованности языка. Также докладчик подчеркнул, что феномен книжного языка М.Бигиева подводит к осознанию острой необходимости изучения и популяризация татарского книжного языка первой половины XX в. и, отметил его значимость для развития понятийного аппарата и интеллектуальной выразительности современного татарского литературного языка, что позволило бы расширить и углубить его философскую и, в целом, антропологическую составляющую. А.Г.Хайрутдинов также подчеркнул, что последнее актуально как инструмент противостояния угрожающему напору постмодернистских трендов, нацеленных на лишение человека национальной идентичности (в первую очередь путем обесценивания материнского языка и лишения возможности его полнокровного использования во всех сферах бытия) и на обезличивание и примитивизацию социального самовыражения.