%div %img{ src: "https://mc.yandex.ru/watch/47307528", style:"position:absolute; left:-9999px;", alt:""}
Институт истории им. Ш.Марджани
Академии наук Республики Татарстан
D6a8efc767f9a251cab8c5a1949f633a01aa5cde
Анонс лекции к.и.н. П.С.Шаблея «Межрегиональные связи мусульман в Российской империи во второй половине XIX – начале XX вв. (на примере семьи Яушевых)»
15.04.2017

25 апреля 2017 г. в 10.00 в конференц-зале (232 кабинет) Института истории АН РТ состоится лекция доцента Костанайского филиала Челябинского государственного университета к.и.н. П.С.Шаблея «Межрегиональные связи мусульман в Российской империи во второй половине ­ XIX – начале  XX  вв. (на примере семьи Яушевых)». Вход на лекцию свободный.

В исследовании П.С.Шаблея рассматривается  социальная история (история семьи и  сферы ее влияния), как часть системы властных отношений, возникших и существовавших в условиях сложного процесса взаимодействий между самими мусульманами, с одной стороны, и властным имперским доминированием, с другой. 

Семья Яушевых (от князя Яуша, XVI в.) играла важную роль в социально-экономической, общественно-политической и религиозной жизни мусульман Российской империи. В центре моего внимания находится та ветвь семьи, которая проживала в городе Петропавловске (современная Республика Казахстан). Это Габдельбари Яушев ('Абд аль-Бари б. 'Аббас аль-Кушари, 1814-1894) – имам, ахун (ахунд) города Петропавловска, и его сын, Габдельвагап Яушев ('Абд аль-Ваххаб б. 'Абд аль-Бари аль-Кушари, 1859-1924). Обладая самыми разнообразными ресурсами власти (религиозными, моральными, легальными и др.), представители этой семье фактически были с 1852 по 1924 гг. одними из центральных фигур мусульманской жизни Петропавловска и других регионов Российской империи. Занимая должности имамов в своей махалле, ахунов областного и местного уровня, разъезжая в пределах Казахской степи, выполняя функции попечителей (мутаваллиялар) и имамов на Ирбитской ярмарке (в Пермской губернии), отправляясь в хадж (хаджж)  на Ближний Восток, Яушевы устанавливали широкие внутренние и внешние связи с мусульманами, и становились активными действующими лицами, отражая ожидания своей аудитории (махалли, мусульман Петропавловска, Ирбита и др.) в виде реакции на  имперскую ситуацию. Однако в ряде случаев, когда империя не могла быть активным участником местной истории, эти религиозные деятели действовали исключительно в условиях различных моделей властных отношений, сложившихся в исламе (апеллирование к шариату, издание фетв (фатва) и др.).

В основе исследования лежат принципы сетевого анализа, которые позволяют выявить сеть людей и институтов, вовлеченных в систему властных отношений и добивавшихся различных выгод от ее функционирования. Характер отношений участников сети (приверженность религиозным традициям, дружба, партнерство, родственные связи и др.) позволяет  определить динамику структурных и ситуационных изменений (особенности открытия мечетей и мусульманских учебных заведений, отношение к Оренбургскому магометанскому духовному собранию (ОМДС), противоречия между реформаторами (джадидами) и традиционалистами (кадимисты).