%div %img{ src: "https://mc.yandex.ru/watch/47307528", style:"position:absolute; left:-9999px;", alt:""}
Институт истории им. Ш.Марджани
Академии наук Республики Татарстан
E91d51be5ef942066aa968d540b2293c4a7c3397
Брендинг территории в условиях общероссийской интеграции: стратегии формирования этнокультурного образа Татарстана
24.12.2017

Статья о проекте, осуществлявшемся в 2016–2017 гг. временным творческим коллективом под руководством Г.И.Макаровой при финансовой поддержке РФФИ (№ 16-03-00071 а.)

В состав исследовательской группы входили:

Г.И. Макарова, д.соц.н., научный сотрудник АНО «Институт культурного наследия» (Казань), ведущий научный сотрудник Центра этнологических исследований Института истории им. Ш.Марджани АН РТ (руководитель проекта);

А.В. Яцык, к.соц.н, научный сотрудник АНО «Институт культурного наследия» (Казань), заведующий лабораторией Казанского (Приволжского) федерального университета;

Л.Э. Иликова, к.соц.н., доцент Казанского (Приволжского) федерального университета;

А.С. Лобанова, аспирант Казанского (Приволжского) федерального университета;

Г.Ф. Ишкинеева, аспирант Казанского (Приволжского) федерального университета;

Е.П. Демкина, старший научный сотрудник Центра перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан;

П.О. Ермолаева, ведущий научный сотрудник Центра перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан;

М.И. Прыгунова, научный сотрудник Центра перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан.

Проект был нацелен на изучение новых стратегий позиционирования и продвижения Татарстаном себя в стране и в мире посредством формирования этнокультурного образа территории и его использования в региональном брендинге. Он также был направлен на выявление тех смыслов, ассоциаций, которые связаны с регионом у самих его жителей, на изучение того, как ими – рядовыми пользователями ‒ воспринимаются усилия элит по символизации республики, на раскрытие проявлений в этом контексте их региональной и российской идентичностей.

В рамках проекта осуществлены: 1) анализ официальных документов (2013–2017 гг.); 2) дискурс-анализ выступлений руководства РТ (март-октябрь 2016 и 2017 гг.); 3) изучение обсуждений на публичных интернет-площадках имиджей Татарстана и стратегий элит по их формированию (ноябрь 2016 – октябрь 2017 гг.); 4) дискурс-анализ презентационных материалов о регионе и Казани (2013–2016 гг.); 5) дискурс-анализ телепередач о республике и ее столице (апрель  сентябрь 2016 г.); 6) интервью с экспертами (30 интервью, 2016 г.); 7) массовый опрос населения РТ (2017 г.); 8) вторичный анализ данных исследований предыдущих лет. Дополнительно проведены наблюдения на 8 мероприятиях, связанных с формированием имиджей Татарстана (2016 г.). В ходе осуществления исследования также уточнен ряд понятий ‒ этнокультурный образ региона, «умный город», «татарский мир», обобщен теоретический материал по региональной идентичности.

Среди принятых в РТ в обозначенные годы документов в ходе анализа выделены две их группы.

1) Законы, программы, концепции, служащие закреплению основных принципов и приоритетов этнокультурной политики республики, разработанных в предыдущие десятилетия. Среди них: а) утверждение государственного статуса татарского языка наряду с русским и его преподавания в школах Татарстана; б) сохранение этнокультурной идентичности татар Татарстана и диаспоры; в) укрепление межэтнического и межконфессионального согласия в регионе. В то же время последние тенденции в развитии этноязыковой политики РФ привели к соответствующей корректировке политики Республики Татарстан.

2) Программы, непосредственно ориентированные на формирование брендов территории. В них культурная отличительность используется как ресурс социально-экономического развития региона и связывается, прежде всего, с культурой татар, а также с этнокультурным многообразием республики.

Анализ речей первых лиц Республики Татарстана проявил закрепление в официальном дискурсе в качестве ведущей ‒ идеи поддержания этноконфессионального мира в регионе, баланса культур (прежде всего, татарской и русской) и конфессий (в первую очередь, христианской и мусульманской), при одновременном (деполитизированном) продвижении татарского и идеи республики как территории сохранения мусульманских традиций и противодействия международному терроризму. Подчеркивалась и приверженность Татарстана общероссийским ценностям при артикуляции тезиса «сильные регионы – сильная Россия». Особое значение придавалось развитию его инновационности и инвестиционной привлекательности.

Дискурс-анализ комментариев к статьям в наиболее резонансных интернет-изданиях о Татарстане показал, что ключевыми нарративами его образа и имиджа здесь стали: 1) Татарстан как специфический регион России, который может претендовать на адресные отношения с центром (причем в связи с обсуждением вопроса добровольности изучения татарского языка в них развернулись дискуссии между татарскими и русскими активистами); 2) республика как место паритета татарской и русской культур, межкультурного диалога; 3) продвижение позитивного образа Татарстана глобально, а также его репрезентация как точки культурного притяжения всех татар; 6) регион как часть исламского мира и одновременно российского социально-политического пространства.

Дискурс-анализ презентационной продукции и передач о Татарстане и Казани на телеканалах «Татарстан-новый век» и «Эфир» проявил в целом схожие коды представления в них территории: 1) как центра воспроизводства значимых для татар традиций и символов, места их памяти и культуры – выступает больше в качестве инструмента воспроизводства их этнической идентичности; 2) как территории сосредоточения оригинальных этнокультурных символов, памятников, товаров (связанных как с татарской, так и с русской культурой, как с исламом, так и с православием), способных стать основой культурной экономики региона; 3) как места развития общемировых культурных индустрий и глобальной науки (пример: Иннополис).

Тексты экспертных интервью подтвердили выдвижение на первый план новых трендов в стратегиях развития региона, связанных с неполитическими формами его репрезентации. Продвигаемые разными группами элит (в зависимости от рода их деятельности и включенности в те или иные проекты) связанные с этнокультурным образом сюжеты и смыслы многообразны. Основные из них: идея мирного сосуществования в регионе различных культур и конфессий и Татарстана как центра татарской культуры. Эксперты едины в мнении о том, что усилия властей республики по выстраиванию ее образа позитивно влияют на региональную идентичность. Это не противоречит, по мнению большинства из них, общероссийской интеграции.

Наконец, массовый опрос позволил сделать вывод о том, что видение образа республики населением отражает основные направления его репрезентации региональными элитами. Так в представлениях респондентов о Татарстане социально-экономические характеристики становятся сегодня значимыми наряду с этнокультурными. В самом этнокультурном образе наибольший отклик находят идеи многонациональности и толерантности, у части татар ‒ территории как места развития татарской/мусульманской культуры. Вопрос о персонажах и символах, с которыми ассоциируется регион, проявил достаточно высокую степень популярности у опрашиваемых его политических лидеров и официальной символики РТ, а также обнаружил эффективность региональной политики последних десятилетий в плане продвижения татарской культуры. В то же время официальные бренды Татарстана (2014 и 2016 гг.) мало знакомы респондентам, хотя создателям этих брендов в общем удалось отразить те черты татарстанцев, которые они считают своими.

Оценка участниками опроса деятельности руководства РТ по продвижению образа/имиджа республики высока и составила в среднем семь баллов из десяти. При этом, отвечая на вопрос, что еще можно сделать в данном направлении, респонденты указывали на важность еще большего внимания к повседневным нуждам жителей Татарстана. В обозначенном контексте ощущает в той или иной мере единство с республикой абсолютное большинство опрошенных ‒ представителей различных этнических групп. Исследование показало столь же высокую степень приверженности жителей республики государственно-гражданской общности.