%div %img{ src: "https://mc.yandex.ru/watch/47307528", style:"position:absolute; left:-9999px;", alt:""}
Институт истории им. Ш.Марджани
Академии наук Республики Татарстан
070b4b4117b6cee91b8537187e4a94f89b77dadc
Рецензия на монографию: Мухамедов Ш.Б. Некоторые аспекты изучения истории Центральной Азии / Академия наук Республики Узбекистан, Институт истории. – Ташкент: Адабиёт – Учкунлари, 2016. – 216 c.
30.05.2018

В Ташкенте вышла в свет книга «Некоторые аспекты изучения истории Центральной Азии» Шухрата Бахроновича Мухамедова. Это известный ученый-ориенталист, написавший ряд серьезных научных трудов, посвященных новой истории Узбекистана. В своем исследовании Ш.Б.Мухамедов касается очень важной темы, имеющей, безусловно, современное звучание. Он размышляет об определяющих факторах развития центральноазиатского региона. Опираясь на комплекс архивных и опубликованных материалов, мемуарную литературу, автор дает сложную картину бурных и противоречивых процессов, происходивших в Туркестанском крае. Заслуживает уважения стремление ученого объективно оценивать роль великих держав в истории региона, абстрагируясь от сиюминутных и конъюнктурных соображений.

В частности, Ш.Б.Мухамедов отказывается от предвзятого критического подхода в характеристике влияния Российской империи, распространенного, к сожалению, на постсоветском пространстве. Он пишет: «Необходимо учитывать, что Российское государство, придя в регион, принесло с собой новый цивилизационный порядок. Естественно, что это был и технически, и организационно гораздо более высокий уровень государственного устройства, так как усилия Петра I по переводу Российского государства на европейский путь развития дали колоссальные результаты. Российская империя после завоевания Средней Азии приносит в регион последние достижения науки и техники. Однако, все это было сделано в интересах развития именно экономики Российского государства. Вместе с тем, благодаря прокладке железных дорог жители региона получили возможность путешествовать и сравнивать развитие многих стран. В целом Туркестанское общество становится полиэтническим и многоконфессиональным, что в целом было положительным событием. Регион, благодаря таким изменениям, просыпается от спячки. Многовековые традиции толерантности Великого шелкового пути, закрепившиеся на генетическом уровне, позволили жителям региона сосуществовать с представителями многих этносов и конфессий, приехавшими на проживание в их родной край. Местные народы стали многому учиться и брать все самое новое и полезное из российско-христианской цивилизации (сюда не входит употребление алкоголя – Ш.М.)» (с.10-11).

Ш.Б.Мухамедов рассматривает и отрицательные последствия имперской политики, обусловленные, в первую очередь, несовершенством системы управления, незнанием чиновниками обычаев и традиций народов Востока, неуклюжими действиями в сфере культуры и образования. Причем, он использует в качестве доказательной и полемической базы, размышления и экспертные оценки выдающихся русских государственных и общественных деятелей. Например, руководителя канцелярии Туркестанского генерал-губернатора Г.П.Федорова, гофмейстера, сенатора К.К.Паллен и других.

Для казанцев будет весьма интересным сюжет о большом вкладе в присоединении Туркестана к России, будущего казанского губернатора, мужа знаменитой благотворительницы Ольги Сергеевны Александровой – Александра Константиновича Гейнс (1834–1892).

Ш.Б.Мухамедов подчеркивает: «Незаслуженно замалчивается роль еще одного крупного политического деятеля, первого руководителя Канцелярии Туркестанского генерал-губернаторства А.К.Гейнса в безболезненном вхождении края в состав Российской империи. Именно Гейнс в составе специальной комиссии исследует Туркестанский край с 1865 по 1867 год. Комиссия начинает свою поездку с Сибири и заканчивает Ташкентом. А.К.Гейнс все увиденное фиксирует в своем дневнике. Независимо от места нахождения, будь то степь или крупный город, комиссия общается с элитой этого региона и собирает наиболее важные сведения об экономическом, социальном и религиозном положении дел в данной местности. Интересные сведения были собраны комиссией в Ташкенте. Результаты этого исследования легли в основу труда Гейнса «Управление Ташкентом при Кокандском владычестве» (Ташкент; 1866г.) Автор рассматривает многие аспекты жизни Ташкента: ирригационную систему, вопросы землевладения, шариатский суд, вопросы мусульманского управления, положение религии, просвещение. Большое место в работе уделяется вопросам торговли и предпринимательства в регионе. Была подготовлена Гейнсом и «Объяснительная записка к положению и штатам военно-народного управления Семиреченской и Сырдарьинской областей». Именно по рекомендации Гейнса Туркестанский край был выведен из состава Оренбургского генерал-губернаторства, и преобразован в 1867 году в Туркестанское генерал-губернаторство. Выше указанные труды А.К.Гейнса долгое время были настольной книгой всех туркестанских деятелей» (с.47-48).

Отдельный раздел книги посвящен экономическому развитию Туркестана в период Российской империи. В ней исследователь также не оперирует категориями «черное-белое». Отмечая, в целом, нежелание администрации и бюрократии заниматься развитием, ее стремление к усилению налогового бремени, автор, тем не менее, не считает это осознанной государственной политикой. Напротив, объективно, проникновение российского капитала, его взаимодействие с местным предпринимательством, рынком сбыта и рабочей силы давали впечатляющие результаты: развивались все сферы торговли, мануфактурная, обрабатывающая промышленность. Начал меняться облик городских центров, их инфраструктура, представлявшие собой органичный синтез европейских достижений и местных традиций.

Аналогичные процессы происходили в области культуры и образования, в которых также стали применяться передовые методы, а также возникли новые европейские вариации традиционных искусств. Все это происходило, благодаря уникальному взаимодействию народов и конфессий в крае. В книге подробно рассказывается о русской, еврейской, немецкой культурах в Центральной Азии.

Большое внимание Ш.Б.Мухамедов уделяет и татарскому населению Туркестана, отмечая их большую позитивную роль в развитии предпринимательства и национального образования. Автор приводит интересные воспоминания российского чиновника по особым поручениям А. Миллера, который в начале ХХ века изучал обстановку в степи связанную с татарскими учителями. Он писал о молодых татарах из уфимского медресе «Галлия», которые «открывали школы в юртах» Джулекского участка Перовского уезда. Преподавание велось в основном по учебникам из Казани, дети обучались татарской грамоте, арифметике, истории и географии на татарском языке, также «чтению шариата на татарском языке». Такие учителя нанимались одним или несколькими состоятельными казахами вскладчину.

Каждое лето на вверенную А. Миллеру территорию приезжало около 40 учителей-татар. Они привозили книги из Казани и Уфы не только на татарском, но и их переводы на казахском языке. А.Миллер писал и о татарах-учителях, преподающих по-новому методу и о том, что практически не было ни одного аула, где бы не было учителя-татарина. Тут же чиновник отмечал об успехах учителей-татар в обучении казахов.

В отчетах чиновники отмечали, что в качестве учителей в казахские степи приезжают большей частью преподаватели и шакирды старших классов медресе «Галия», «Усмания» (Уфа), «Хусаиния» (Оренбург) и «Мухаммадия» (Казань). При этом, оговаривалось, что последние преимущественно были из числа местных жителей. Также в отчетах говорится об обратной связи, когда казахские дети учились в медресе Казани, Оренбурга и Уфы. Интересен тот факт, что казахи защищали учителей-татар. По мнению Ш.Б.Мухамедова, процессы, происходившие в казахской степи, регулировались казахской кочевой элитой и тщательно скрывались от российской администрации. В целом, в книге достаточно интересной информации о деятельности татарских преподавателей по исламизации и просвещению казахов.

Автору в своей новой, оригинальной монографии удалось раскрыть состояние и развитие центральноазиатского региона во второй половине ХIX – начале ХХ века. Книга читается и воспринимается легко, написана доступным языком и, в общем увлекательна. Наличие фольклорного и этнографического материала, а также штрихи к биографиям отдельных личностей, сыгравших заметную роль в истории Туркестана, только обогащают ее содержание. Этот труд стал значимым явлением в историографии Центральной Азии.

Академик АН РТ, доктор исторических наук Р.Р.Салихов