%div %img{ src: "https://mc.yandex.ru/watch/47307528", style:"position:absolute; left:-9999px;", alt:""}
Институт истории им. Ш.Марджани
Академии наук Республики Татарстан
F68048b1ce12aaca8a6afdb9d94fc2becf2d3a56
В Болгаре презентовали сочинение "Нахдж ал-Фарадис" Махмуда ал-Булгари
21.07.2018

Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ совместно с Советом муфтиев России, Фондом поддержки исламской культуры, науки и образования издали факсимиле рукописи богословского сочинения Махмуда ал-Булгари («Путь в рай») (Подготовка к изданию: И.М. Миргалеев, Э.Г. Сайфетдинова).

21 июля 2018 г. в Болгаре на «Изге Болгар Жыены» издание было передано Президенту РТ Р.Н. Минниханову и государственному советнику М.Ш. Шаймиеву и Болгарской исламской академии первым заместителем Председателя Совета муфтиев России и Духовного управления мусульман РФ Рушан хазратом Аббясовым.

Также в Болгарской исламской академии открыли уголок-музей, посвященный Махмуду ал-Булгари, где был представлен портрет и шеджере автора сочинения.

В сентябре будет издан русский перевод «Нахдж ал-Фарадис». Перевод готовит Центр исследований истории Золотой Орды и татарских ханств им. М.А.Усманова. Также планируется провести конференцию, посвященную богословскому наследию Золотой Орды и татарских ханств.

Сочинение «Нахдж ал-Фарадис» («Путь в рай») написано в 1357-1358 гг. в Золотой Орде. «Нахдж ал-Фарадис» представляет собой не только религиозно-дидактическое сочинение, в котором описаны основные столпы мусульманской религии и история ислама, но и учебником по нравственно-этическому воспитанию.

Литературный памятник «Нахдж ал-Фарадис» имеющий огромное значение для исследователей, стал известен научному миру благодаря татарскому ученому Шихабетдину Марджани, и это особенно важно, поскольку этот 2018 год проходит под эгидой празднования 200-летнего юбилея со дня рождения этого известного ученого, религиозного деятеля, историка и просветителя. При составлении своей исторической книги «Мустафад ал-Ахбар» Шихабетдин Марджани упоминает это сочинение вместе с сочинениями «Йосыф китабы», «Насихат ас-Салихин», «Бадавам» и др. и отмечает, что это произведение имело большую популярность среди поволжских татар.

Представленное общественности сегодня факсимиле «Нахдж ал-Фарадис» Махмуда ал-Булгари составлено на основе самого раннего и полного списка сочинения, датированного 1360 г. Этот список был найден в начале XX в. известным тюркологом-востоковедом Заки Валиди Тоганом при Стамбульской мечети «Йани-Джами». Этот список попал в Турцию через Египет, скорее всего во времена, когда Египет в начале XVI в. вошел в состав Османской империи. То, что эта рукопись находилась в Египте, доказывает и приписка, сделанная на первой странице, что данная рукопись находилась в библиотеке Мухаммад-Бея одного из сыновей мамлюкского султана Абу Саида Чагмака (1438-1453).

Стамбульский список выделяется от остальных списков (копий) и тем, что в тексте проставлены харакаты, чтобы облегчить прочтение тем, кто плохо владел старотатарским. Все это показывает, что и в Стамбуле «Нахдж ал-Фарадис» Махмуда ал-Булгари активно изучали. Тем самым данный труд стал учебником по исламу, в том числе и в обучении представителей элиты и правителей Мамлюкского Египта и Османской империи.

Представленное факсимиле стамбульского списка содержит все четыре главы (баб) произведения и состоит из 40 разделов (фасл). Первая глава посвящена жизни и добродетелям пророка, о получении пророком откровения, о первых сподвижниках пророка и об их подвигах, объяснение причин выезда пророка из Мекки в Медину, чудеса пророка, завоевание Мекки пророком, вознесение пророка, путешествие пророка в ночь вознесения в рай и ад, помощь ангелов пророку в битвах, о смерти пророка. Во второй главе даются биографические исторические данные о  четырех халифах: Абу Бакре, ‘Умаре, ‘Усмане и ‘Али, о членах семьи – дочери Фатиме, внуках Хасане и Хусейне и четырех основателям суннитского мазхаба: имаме Абу Ханифе, имаме Шафи‘и, имаме Малике, имаме Ахмаде ибн Ханбале. Третья глава посвящена богоугодным делам, приближающим к богу: о важности получения знания (гыйлм), намазе, закяте, исполнении постов (ураза), соверешении паломничества (хадж), повиновении отцу и матери, о принятии только дозволенной еды, совершении добрх дел, о подобающем проведении времени, о терпении в несчастьях. В четвертой главе – рассказывается о поступках, отдаляющих человека от бога: пролитие невинной крови,  прелюбодениии, о вреде хмельного, надменности, лжи, привязанности к земной жизни, богатстве, злопамятности, гордости и уповании на отдаленные надежды.

  • 0cc65cde677562a011ec15390305073014ee7037
  • 49500d7d5630e458413bad775c7b3bbc49894472
  • Db3ca351dfd432315a5374d6efd36c61ad12ba8c
  • Fd94ff0e4032a53645f4b839fe347591acf5f68b
  • 2c5805482f7543e14b2aca3c84fab83d489cc30b