21.11.2018
20 ноября 2018 года в Институте истории им. Ш.Марджани АН РТ состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Развитие просвещения и педагогической мысли татарского народа», приуроченная к 190-летию со дня рождения татарского ученого и педагога, общественного деятеля Хусаина Фаизханова.
На конференции прозвучали доклады, посвященные педагогическому наследию Хусаина Фаизханова, истории реформирования татарской школы, вкладу татарских просветителей в развитие образования, истории обучения татарских студентов в зарубежных учебных заведениях. В ходе работы конференции были также обсуждены вопросы, касающиеся преподавания татарского и русского языков в прошлом и настоящем, роли мусульманских учебных заведений в воспитании современной молодежи.
ПРОГРАММА
ПРИВЕТСТВЕННЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ
Хакимов Рафаэль Сибгатович, доктор исторических наук, директор Института истории им. Ш.Марджани АН РТ, вице-президент АН РТ
Гибатдинов Марат Мингалиевич, кандидат педагогических наук, руководитель Центра истории и теории национального образования Института истории им. Ш.Марджани АН РТ
СЕССИЯ 1. ИСТОРИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ТАТАРСКОГО НАРОДА
Гибатдинов Марат Мингалиевич, кандидат педагогических наук, руководитель Центра истории и теории национального образования Института истории им. Ш.Марджани АН РТ (Казань)
Проект Х. Фаизханова по реформированию национального образования
Загидуллин Ильдус Котдусович, доктор исторических наук, доцент, заведующий отделом новой истории Института истории им. Ш.Марджани АН РТ (Казань)
Проблемы образования в петициях мусульман Волго-Уральского региона 1905 года
Насибуллина Нурида Шайдулловна, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Центра письменного и музыкального наследия Иститута языка, литературы и искусства им. Г.Ибрагимова АН РТ (Казань)
Рухи мирасны барлау юлында (Х. Фәезхановның туган авылы Сафаҗай авылы мисалында)
Садыков Шамиль Фанисович, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Центра истории и теории национального образования Института истории им. Ш.Марджани АН РТ (Казань)
Идеи татарских просветителей в реформировании мусульманского образования в середине ХIХ века
Абызова Резеда Равиловна, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Центра истории и теории национального образования Института истории им. Ш.Марджани АН РТ (Казань)
Вопросы реформирования татарской школы в труде И.Гаспринского "Рәһбәр мугаллимин яки мөгаллимләргә юлдаш"
Абзалина Рамзия Асраровна, старший научный сотрудник Национального музея РТ (Казань)
ТР Милли музеенда Таһир Ильяси коллекциясе
Ахтямова Алсу Вазиховна, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории им. Ш.Марджани АН РТ (Казань)
XX гасыр башында дини башлангыч белем бирү мәсьәләләре (Уфа губернасы мисалында)
Салахова Эльмира Кадимовна, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории им. Ш.Марджани АН РТ (Казань)
Авыл мәдрәсәләренең татар мәгарифе тарихындагы роле (Тау ягы авыл мәдрәсәләре мисалында)
Муртазина Ляля Раисовна, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Центра истории и теории национального образования Института истории им. Ш.Марджани АН РТ (Казань)
«За европейским образованием, но с акцентом на татарское»: татарские студенты в зарубежных учебных заведениях (начало ХХ века)
Зиннатуллина Алсу Анваровна, научный сотрудник Центра истории и теории национального образования Института истории им. Ш.Марджани АН РТ (Казань)
Татар дөньяви кызлар мәктәпләрендә телләр укыту мәсьәләләре (ХХ гасыр башы)
Сафина Алия Магсумовна, кандидат филологических наук, научный сотрудник Центра истории и теории национального образования Института истории им. Ш.Марджани АН РТ (Казань)
Мозаффар Мөштәриевнең татар мәгарифе үсешенә керткән өлеше
СЕССИЯ 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Шайхевалиев Рустам Шайхразиевич, директор Набережночелнинского медресе «Ак мечеть» (Набережные Челны)
Бүгенге көндә балаларга милли тәрбия, дини белем бирүдәге проблемалар, аларны чишүдә «Ак мәчет» тәҗрибәсе һәм татар мәктәбен реформалауда нәрсәгә игътибар итәргә кирәк
Миннегулов Раис Мотигулович, кандидат социологических наук, Заслуженный учитель РТ, преподаватель Набережночелнинского педагогического колледжа (Набережные Челны)
Музыкальное воспитание как фактор формирования ценностных ориентаций учащейся молодежи: на примере Республики Татарстан
Хазиев Ринал Исмагилович, кандидат филологических наук, доцент кафедры татарского языка и литературы, методики их преподавания Набережночелнинского государственного педагогического университета (Набережные Челны)
Төбәк тарихын өйрәнүдә топонимик материаллардан файдалану
Лотфуллин Марат Вазыхович, кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник Центра истории и теории национального образования Института истории им. Ш.Марджани АН РТ (Казань)
Туган телләрне ирекле сайлау нигезендә укыту шартларында Россия халыклары телләрен саклап калу юллары
Курбанова Надия Касымовна, преподаватель русского языка и литературы ГБОУ Школа № 508 г. Москвы (Москва)
Некоторые аспекты преподавания русского языка в поликультурном классе
Шакирзянова Алия Расиховна, студентка 5 курса кафедры татарского языка и литературы Башкирского государственного педагогического университета им. М.Акмуллы (Уфа)
Виды речевых ошибок татаро-русских билингвов
СТЕНДОВЫЕ ДОКЛАДЫ
Сенюткина Ольга Николаевна, доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры истории, регионоведения и журналистики Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А.Добролюбова (Нижний Новгород)
Материалы Фаизхановских чтений в пользу изучения педагогического наследия Хусаина Фаизханова
Шаймарданов Рафис Хасанович, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник Лаборатории проблем физического воспитания и этнопедагогики Сургутского государственного педагогического университета (Сургут)
Пять элементов современной национальной школы
Алишина Ханиса Чавдатовна, доктор филологических наук, профессор, директор Центра тюркологии Тюменского государственного университета (Тюмень)
Татарский язык в русскоязычном окружении
Вьюгина Сазида Вагизовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры обучения на двуязычной основе Казанского национального исследовательского технологического университета (Казань)
К вопросу обучения русскому языку иностранных студентов