%div %img{ src: "https://mc.yandex.ru/watch/47307528", style:"position:absolute; left:-9999px;", alt:""}
Институт истории им. Ш.Марджани
Академии наук Республики Татарстан
3d11379036e4c1f3b286a2854953c517c5e49c66
22 октября 2019 г. в Институте истории им. Ш.Марджани АН РТ в рамках мероприятий, приуроченных к 100-летию образования Татарской АССР, состоялся Круглый стол «Политика коренизации и практика ее осуществления в Татарской АССР (1920–1930-е гг.)»
22.10.2019

Коренизация – это одно из направлений национальной политики советского государства в 1920–1930-е гг., предусматривавшее подготовку, выдвижение и использование в национальных республиках СССР представителей титульных наций для работы в государственных, партийных, общественных, хозяйственных органах, а также организацию официального делопроизводства, наряду с русским, на родных языках этих народов.

В Татарской АССР коренизация выражалась в продвижении на руководящие должности татар как представителей титульной нации, внедрении татарского языка в делопроизводство, поддержке развития национальной культуры. После принятия Декрета ЦИК и СНК ТАССР от 25 июня 1921 г. о признании татарского языка обязательным во всех государственных учреждениях необходимым требованием при приеме на работу служащих стало знание ими обоих государственных языков. Все основные законы республики: гражданский, уголовный, земельный, трудовой кодексы – в короткие сроки были переведены на татарский язык.

Начиная с середины 1930-х годов, коренизация была свернута. На смену ей пришло повсеместное внедрение русского языка как языка межнационального общения. Тем не менее, коренизация привела к созданию значительного слоя образованных национальных кадров, а также к созданию сети образовательных учреждений (школ, вузов) с нерусским языком обучения.

Организаторами Круглого стола выступили Отдел новейшей истории и Центр истории и теории национального образования.

Докладчики и участники дискуссии обсудили сущность и причины проведения политики коренизации, развитие языковой ситуации в ТАССР, состояние национальной школы и высших учебных заведений в контексте реализации коренизационных мероприятий.

____________________________________________ 

ИНСТИТУТ ИСТОРИИ ИМ. Ш. МАРДЖАНИ АН РТ

В рамках мероприятий к 100-летию образования Татарской АССР

ПРОГРАММА

КРУГЛЫЙ СТОЛ

«Политика коренизации и практика ее осуществления в Татарской АССР (1920–1930-е гг.)»

22 октября 2019 г.

Казань, ул. Батурина, 7А, каб. 233

Начало в 10 час.

Модераторы: М.М. Гибатдинов, А.Ш. Кабирова

Приветственное слово:

Хакимов Рафаиль Сибгатович – доктор исторических наук, директор Института истории им. Ш.Марджани АН РТ, Вице-пре­зидент Академии наук Республики Татарстан

1. Гарипова Зубарзят Газизовна – кандидат исторических наук

Политика коренизации и ее реализация в Татарской АССР

2. Кабирова Айслу Шарипзяновна – доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник отдела новейшей истории, и.о. зав. отделом

Становление и развитие татарской национальной школы в 1920–1930-е годы: преемственность и новации

3. Ханипова Ильнара Ильдусовна – кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела новейшей истории

Языковая политика в ТАССР в 1920-е годы и ее влияние на формирование нового мировоззрения в детской среде

4. Лотфуллин Марат Вазыхович – кандидат физико-математиче­ских наук, старший научный сотрудник Центра истории и теории национального образования

Коренизация в системе образования

5. Садыков Шамиль Фанисович – кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Центра истории и теории национального образования

Политика коренизации в вузах Казани в конце 1920-х - начале 1930 гг.

6. Бушуева Людмила Александровна – кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра истории и теории национального образования

Студенты вузов Казани и проблемы коренизации (1920-е гг.)

7. Галлямова Альфия Габдульнуровна – доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник отдела новейшей истории

Языковая ситуация в Татарской АССР в 1950-е гг.

Участники дискуссии:

Гибатдинов Марат Мингалиевич – кандидат педагогических наук, руководитель Центра истории и теории национального образования

Муртазина Ляля Раисовна – кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Центра истории и теории национального образования

Абызова Резеда Равиловна – кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Центра истории и теории национального образования

Зиннатуллина Алсу Анваровна – научный сотрудник Центра истории и теории национального образования

  • 95733354b26d1c9596ee7e9d416c77ff1051747f
  • C382e2a93246ab4b138824f823392616da1fb459
  • Cb0f71ebb36a058be7412ad7446ca35e879479a7
  • 8985bb562fdcb2cc35e585dae604dd6d5fc62479
  • 7661b991036589ed07d118aef61b96fc5d8a6189