10.07.2016
Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ активно популяризирует историческую науку на сайте «Реального времени». Ученые-историки рассказывают о традициях национального образования, зарождении татарского капитализма, отношении Екатерины II с мусульманами империи, роли татар в казачьем сословии, татарской моде в Европе и многом другом.
Рафаэль Хакимов: «Тема истории татар становится интересна всей Европе, а КФУ неинтересно...»
Директор Института истории АН РТ о неологизме «татаровед», о покупке публикаций в мусорных журналах и вынужденной необходимости воссоздавать педуниверситет с нуля.
Источник : http://realnoevremya.ru/today/30716
Рафаэль Хакимов: «Татары ценились и, возможно, это стало причиной их массового призыва на фронт»
Настоящие герои Великой войны — сам народ, а не Сталин, которого показывают организатором всех побед. Много было неоправданных потерь, при лучшей организации, при наличии оружия можно было поберечь солдат и офицеров.
Источник : http://realnoevremya.ru/today/30854
«У татар были популярны фигуры российских правителей, прославившиеся реформаторской деятельностью».
Мнение историка Радика Салихова о памятнике Екатерине II в Казани. Дебаты вокруг возможной установки памятника Екатерине II на берегу озера Нижний Кабан продолжают будоражить казанскую общественность. Историк Радик Салихов в своей авторской колонке утверждает, что памятник императрице будет нелишним. К тому же место, по его мнению, выбрано вполне подходящее.
Источник : http://realnoevremya.ru/today/30169
Памятник Екатерине II как попытка реанимации в обществе идеи великой державы
Доктор исторических наук, заведующий отделом новой истории Института истории им. Ш. Марджани Ильдус Загидуллин о том, откуда берет свое начало российская традиция сносить знаковые памятники при каждом новом политическом строе, как Казанский пороховой завод стал памятником Екатерине II еще в XVIII веке и каким образом в свое время императрица налаживала государственно-исламские отношения.
Источник : http://realnoevremya.ru/today/31275
«Разбогатевшие татарские предприниматели начинали подкупать чиновничество»
Откуда родом дореволюционные миллиардеры из списка татарского Forbes. В весной этого года в свет вышла книга «Служилая Ура: рождение татарского капитализма». По мнению автора издания – замдиректора Института истории им. Ш. Марджани АН РТ Радика Салихова, татарское предпринимательство зародилось в XVIII веке. За короткое время татарские купцы и промышленники заняли заметную нишу в экономике страны.
Источник : http://realnoevremya.ru/today/24194
Мода по-татарски: «барышни», «матрены» да девушки в калфаках
Как одевались татарские женщины до революции? Историк Лилия Габдрафикова является одним из ведущих исследователей быта татарского народа. В своей колонке «Реального времени» она рассказывает о таком явлении, как мода татарских женщин в XIX – начале XX века.
Источник : http://realnoevremya.ru/today/24414
«Многие мелкие чиновники пользуются гостеприимством татар и бывают им в тягость»
Образ чиновника в дореволюционной картине мира татар. Отношение к российскому чиновничеству всегда было, мягко говоря, неоднозначным. Их дела и образ жизни были «воспеты» многими русскими писателями, а также в фольклоре. О том, как менялось отношение татарского населения к госслужащим, много ли мусульман было в чиновничьей среде. Автор - Лилия Габдрафикова.
Источник : http://realnoevremya.ru/today/26799
«Османский посол был потрясен видом татар-мусульман в молельном доме: все они были в шляпах»
Татары и турки связаны множеством культурно-исторических и религиозных нитей, и особенно ярким было взаимодействие двух народов в конце XIX – начале XX веков. Османы открыли российским магометанам Европу, а татары стояли у истоков нового государства Ататюрка. Историк Лилия Габрафикова в своей авторской колонке «Реального времени» отмечает, что увлеченность татар османской модой и образованием практически не повлияла на преданность их России. Татары по-прежнему верой и правдой продолжали служить родной стране.
Источник : http://realnoevremya.ru/today/30170
Коррупция сто лет назад: поддельные медсправки, «льготные» учреждения и муниципальная армейская служба
Сегодня можно найти немало объявлений, предлагающих откосить от армии законно. Однако практика предоставления таких услуг появилась не сегодня, а более века назад, когда Россия вступила в Первую мировую войну. Проявляя изобретательность, свойственную нашему народу, люди придумывали различные схемы, чтобы не попасть на фронт. Коррупция в нашей стране стала, пожалуй, национальной чертой. Лилия Габдрафикова в рассказывает, как жители Казани и других татарских городов ухитрялись уклониться от своего «священного долга».
Источник : http://realnoevremya.ru/today/31971
«Муфтий, пользуясь положением, торговал должностями мулл, заработав на этом много денег»
В конце XVIII века в России появился новый тип чиновников, особенно влиявших на жизнь населения в Волго-Уральском регионе. С учреждением Оренбургского магометанского духовного собрания (ОМДС), преемником которого ныне считается ЦДУМ России во главе с Талгатом Таджуддином, в стране появились назначенные властями муфтии, казыи и указные муллы. Лилия Габдрафикова о том, как мусульманские деятели оказались госслужащими.
Источник : http://realnoevremya.ru/today/27314
Казаки из Фершампенуаза и Парижа: как в Оренбургском казачьем войске появилось «татарское управление»
В полемику на страницах «Реального времени» вокруг будущего казачества наряду с башкирскими и русскими представителями «казацкого народа» включился и ученый Рустем Аминов. Он напомнил, что есть еще один забытый тюркский народ, который не относит себя к татарам, но говорит на татарском, а также имеет древние традиции в несении воинской службы.
Источник : http://realnoevremya.ru/today/33835
Оренбургские мусульмане-казаки: повоевать на Памире и найти общий язык с кочевником
Рустем Аминов решил продолжить полемику вокруг «казацкого народа» и подискутировать с башкирским коллегой Ильдаром Шаяхметовым, руководителем военно-исторического общества «Северные амуры», о роли в нем татар. Исследователь считает, что тезис «татары никогда в казачьем сословии не были» не имеет под собой научной основы и приводит свои доводы в статье, написанной специально для «Реального времени».
Источник : http://realnoevremya.ru/today/34706
Бухара fashion: влияние Средней Азии на одежду татар
Носили ли татарки хиджаб, и какой одеждой имамы пытались заработать авторитет. Казанский этнограф Дина Гатина-Шафикова в продолжении к публикации о влиянии русской и европейской культуры на татарское платье сегодня рассказывает о восточном «ветре» влияния на национальную одежду. Заметный отпечаток оставила Средняя Азия, откуда татарские модницы черпали идеи для своих нарядов, а привезенный из Бухары чапан должен был свидетельствовать о высоком авторитете муллы. В авторской колонке «Реального времени» исследовательница дает ответы на споры о хиджабе, калфаке и никабе татарок.
Источник : http://realnoevremya.ru/articles/33035
Татарские элементы в русской одежде: длинный кафтан, ферязь, тафья и сафьяновые сапожки
Татары не только перенимали что-то в одежде у Европы и Азии, но и зачастую сами были законодателями мод для русских и для других народов. В первую очередь, в татарских одеяниях щеголяли представители русской знати и купечества. А расшитые сафьяновые сапоги получили самые высокие оценки на международном уровне. Подробнее об этом рассказала в авторской колонке этнограф Дина Гатина-Шафикова.
Источник : http://realnoevremya.ru/today/34480