%div %img{ src: "https://mc.yandex.ru/watch/47307528", style:"position:absolute; left:-9999px;", alt:""}
Институт истории им. Ш.Марджани
Академии наук Республики Татарстан

Центр истории и теории национального образования

 

Телефон: (843) 292-17-62

Электронная почта: citno2010@gmail.com

Контакты: 420014, г. Казань, ул. Батурина, 7, каб. № 233

Руководитель: Гибатдинов Марат Мингалиевич, кандидат педагогических наук

 

Об отделе

Центр был создан в составе Института истории АН РТ Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 11.11.1996 г., № 948 «О создании Центра истории и теории национального образования в составе Института истории Академии наук Республики Татарстан» на базе Казанского филиала Института национальных проблем образования АПН РСФСР, в целях сохранения интеллектуального потенциала и повышения уровня научных исследований по изучению истории и теории национального образования. В разное время в Центре работали такие выдающиеся педагоги, как Асадуллин А.Ш., Ханбиков Я.И., Залялиев Ш.Ш. и др.

Основные направления научной деятельности

1. История татарской педагогической мысли    

Изучение развития татарской педагогической мысли с  древности до нашего времени, ее отражения в трудах выдающихся татарских педагогов и просветителей, формирования и развития этнопедагогики тоарского народа и национального идеала воспитания.

2. Актуальные проблемы развития системы национального образования в РТ

Анализ современного состояния и перспектив развития национального образования в РТ и РФ; особенности реализации поликультурной модели образования в РТ; развитие Мусульманской религиозной системы образования в РТ (история и современность); актуальные проблемы преподавание истории и обществознания в поликультурном обществе (на примере РТ). Анализ и разработка региональных учебников и учебной литературы. 

3. История развития татарского образования за пределами РТ.

Изучение истории татарских мектебов и медресе в РФ и мире, развитие региональных образовательных систем в местах компактного проживания татар на современном этапе. Педагогические связи татарских просветителей за пределами РТ, роль джадидизма в развитии просвещения у тюркских народов. Развитие татарской системы образования в эмиграции.

Прикладные исследования

Разработка учебников и учебных пособий по истории и культуре татар, хрестоматий для ДОУ.

Разработка заданий Региональной олимпиады школьников по истории татарского народа и Татарстана.

Материалы для самостоятельной подготовки к олимпиаде:

1. Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению Региональной олимпиады школьников по истории татарского народа и Татарстана

2. Демонстрационные варианты заданий Региональной олимпиады школьников по истории татарского народа и Татарстана

Основные научные мероприятия

  • Международная научная конференция «Культурные, экономические, технологические контакты и взаимодействие Японии и Татарского мира: история и современность», Токио-Макухари (Япония), 19, 23 октября 2015 г.
  • Международная конференция «Изучение предметов образовательной области “Основы религиозных культур и светской этики” в школе: проблемы и перспективы», Казань, 7–8 ноября 2013 г.
  • Ежегодная конференция Международного общества дидактики истории (ISHD) «Культурное и религиозное разнообразие и их значение для исторического образования», Казань 25–27 июня 2012 г.
  • «Исмаил Гаспралы (1851–1914) и развитие татарского просвещения». Научно-практическая конференция, посвященная 160-летию со дня рождения известного педагога и просветителя тюрко-татарского мира Исмаила Гаспринского. Казань, 7 апреля 2011 г.
  • Международный конгресс «Российская историческая наука на современном этапе: перспективы исследования и реализации национальной образовательной политики», Казань, 18–19 апреля 2007 г.

Основные публикации отдела

Татар педагогик фикере тарихы. – Казан: ТФА Ш.Мәрҗани исем. Тарих институты, 2017. – 308 б.

Наследие Татарстана. 3 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Сост. М.М. Гибатдинов, Л.Р. Муртазина. – Казань: Татар. дет. изд-во, 2017. – 112 с. http://ebook.tatar/books/nasledie-tatarstana-3-klass#/

Татарстан мирасы. 3 сыйныф: татар телендә гомуми белем бирү оешмалары өчен уку әсбабы / Төз.: М.М. Гибатдинов, Л.Р. Мортазина. – Казан: Татар балалар нәшрияты, 2017. – 112 б. http://ebook.tatar/tt/books/tatarstan-mirasy-3-syynyf#/

Наследие Татарстана. 4 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Сост. М.М. Гибатдинов, Л.Р. Муртазина. – Казань: Татар. дет. изд-во, 2017. – 96 с. http://ebook.tatar/books/nasledie-tatarstana-4-klass#/

Татарстан мирасы. 4 сыйныф: татар телендә гомуми белем бирү оешмалары өчен уку әсбабы / Төз.: М.М. Гибатдинов, Л.Р. Мортазина. – Казан: Татар балалар нәшрияты, 2017. – 96 б. http://ebook.tatar/tt/books/tatarstan-mirasy-4-syynyf#/

Преподавание русского и татарского языков в системе общего и высшего образования: история и современность. Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения Абдуллы Шагеевича Асадуллина (1926–2004). – Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017. – 108 с.

Турки, Мавры, Татары – мусульмане в Пруссии и Германии. Каталог выставки (Казань, июнь – июль 2017 г.). – Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017. – 64 с.

Татар педагогик фикере антологиясе: ике томда. 2 т. (ХХ гасыр – ХХI гасыр башы). – Казан: Татар. кит. нәшр., 2016. – 486 б.

Мортазина Л.Р. Татар авыллары мәгарифе (Бәхтияр әл-Мәмдәли һәм Бәхтияровлар нәселе): фәнни-популяр басма. – Казан: ТФАнең Ш. Мәрҗани ис. Тарих институты, 2016. – 92 б.

Наследие Татарстана. 1 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Сост. М.М. Гибатдинов, Л.Р. Муртазина. – Казань: Татар. дет. изд-во, 2016. – 80 б. http://ebook.tatar/books/nasledie-tatarstana-1-klass#/

Татарстан мирасы. 1 сыйныф: татар телендә гомуми белем бирү оешмалары өчен уку әсбабы / Төз.: М.М. Гибатдинов, Л.Р. Мортазина. – Казан: Татар балалар нәшрияты, 2016. – 80 б. http://ebook.tatar/tt/books/tatarstan-mirasy-1-syynyf#/

Наследие Татарстана. 2 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Сост. М.М. Гибатдинов, Л.Р. Муртазина. – Казань: Татар. дет. изд-во, 2016. – 80 б. http://ebook.tatar/books/nasledie-tatarstana-2-klass#/

Татарстан мирасы. 2 сыйныф: татар телендә гомуми белем бирү оешмалары өчен уку әсбабы / Төз.: М.М. Гибатдинов, Л.Р. Мортазина. – Казан: Татар балалар нәшрияты, 2016. – 80 б. http://ebook.tatar/tt/books/tatarstan-mirasy-2-syynyf#/

Культурные, экономические, технологические контакты и взаимодействие Японии и Татарского мира: история и современность. Материалы Международной конференции (Казань, 4–7 августа 2016 г.). – Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2016. 100 с.

Преподавание на татарском языке в системе среднего и высшего образования: история, современность и перспективы. Материалы региональной научно-практической конференции, посвященной 190-летию со дня рождения Каюма Насыри. – Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2015. – 184 с.

Ерак Көнчыгыштагы төрки-татар мөһаҗирләренең мирасы («Милли Байрак» газетасының библиографик күрсәткече). – Казан: ТФАнең Ш. Мәрҗани ис. Тарих институты, 2015. – 284 б.

Культурные, экономические, технологические контакты и взаимодействие Японии и Татарского мира: история и современность: Сборник материалов Международной научной конференции, посвященной 80-летию мечети в г. Кобе (Токио-Мацуэ, 19,23 октября 2015 г.) / Под ред. Гибатдинова М.М., Усмановой Л.Р. – Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2015. – 200 с.

Татар педагогик фикере антологиясе: ике томда. 1 т. (борынгы төрки чор – XX гасыр башы). – Казан: Татар. кит. нәшр., 2014. – 407 б.

Современные подходы к патриотическому воспитанию молодежи: опыт и инновации. – Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ; Изд-во «ЯЗ», 2014. – 296 с.

Вклад братьев Баруди в развитие татарского просвещения. Материалы научно-практической конференции, посвященной юбилеям известных татарских педагогов и просветителей – 155-летию Галимджана Баруди и 150-летию Салихджана Баруди. 1 ноября 2012 г., Казань. – Казань: Институт истории АН РТ, 2013. – 112 с.

Исмаил Гаспралы (1851–1914) и развитие татарского просвещения. Материалы научно-практической конференции, посвященной 160-летию со дня рождения известного педагога и просветителя тюрко-татарского мира Исмаила Гаспринского. 7 апреля 2011 г., Казань. – Казань: Институт истории АН РТ, 2012. – 240 с.

Татар халкының педагогик фикерен һәм мәгариф тарихын өйрәнүнең актуаль мәсьәләләре: күренекле галим һәм педагог Василий Михайлович Гороховның тууына 120 ел тулуга багашланган төбәкара фәнни-гамәли конференция материаллары. – Казан: ТР ФА Ш. Мәрҗани исемендәге Тарих институты, 2011. – 280 б.

Сборник материалов Международного конгресса «Российская историческая наука на современном этапе: перспективы исследования и реализации национальной образовательной политики» (Казань, 18–19 апреля 2007 г.). – Казань: Алма-Лит, 2007. – 480 с.

Материалы II межрегиональной научно-практической конференции «Реализация национально-регионального компонента исторического образования в национальных республиках Поволжья и Приуралья: проблемы и перспективы». – Казань, 2005. – 164 с.

Реализация национально-регионального компонента исторического образования в национальных республиках Поволжья и Приуралья: проблемы и перспективы. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Казань, 2003. – 108 с.

 

Сотрудники:

Руководитель Центра
ведущий научный сотрудник
старший научный сотрудник
старший научный сотрудник
старший научный сотрудник
  • 4b7b7200d1bf443ebd092005636e39703628ffbb
  • C38946e7a0a4a466a8f19e4a5b28f01a51887e88
  • E5750d97e37d3b9fb5f648b411b958a0c1dc4e8d
  • 52f687a94433f5b6253ee128f289e5826d7879ac