%div %img{ src: "https://mc.yandex.ru/watch/47307528", style:"position:absolute; left:-9999px;", alt:""}
Институт истории им. Ш.Марджани
Академии наук Республики Татарстан
employee

Муртазина Ляля Раисовна


ведущий научный сотрудник


кандидат педагогических наук



Контактные данные:

Раб. тел. (843) 2921762
E-mail: lyalyamur@mail.ru

Биография

1968 г.р.

Образование:

1999–2002, Аспирантура Института истории им. Ш.Марджани

1985–1990, Казанский государственный университет, Факультет татарской филологии, истории и восточных языков

Ученая степень:

кандидат педагогических наук (2003 г.), специальность 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования

Тема диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: «Педагогическая деятельность ликбезов в 20–40 годы ХХ столетия (на примере Республики Татарстан)», 29.04.2003 г.

Место работы и должность: научный, старший научный и ведущий научный сотрудник Центра истории и теории национального образования Института истории АН РТ (с 1999 г.)

Сфера научных интересов: история педагогики и образования; разработка методики игр в ДОУ; преподавание татарского языка в иноязычной аудитории.

Государственные награды и поощрения:

Нагрудный знак МОиН РТ «За заслуги в образовании», 2017

Научно-экспертная деятельность:

Член экспертного совета Министерства образования и науки РТ

Основные научные труды

Монографии:

Педагогический анализ деятельности ликбезов (на примере Республики Татарстан. Казань: «Печатный двор», 2002. 135 с.

Жизнь, отданная людям / авт.-сост. Л.Р.Муртазина, Н.Х.Рафикова. Казань: Изд-во МОиРТ, 2012. 160 с.

Династия Рафиковых (из серии «История татар в лицах»). Казань: Татар.кн.изд-во, 2013. 55 с.

Мортазина Л.Р. Татар авыллары мәгарифе (Бәхтияр әл-Мәмдәли һәм Бәхтияровлар нәселе): фәнни-популяр басма. Казан: ТФАнең Ш. Мәрҗани ис. Тарих институты, 2016. 92 б.

Разделы в коллективных монографиях:

Татар теленең аңлатмалы сүзлеге. (Баш ред. Ф.Ә.Ганиев). Казан: «Матбугат йорты» нәшр., 2006. (в соавторстве). (9 п.л.)

Развитие системы образования татарского народа в постсоветский период (соавтор – М.М.Гибатдинов) // История татар с древнейших времен: в 7 т. Т. 7. Казань, 2013. С. 711–719.

Татар педагогик фикере тарихы (автордашлар – М.М.Гибатдинов, А.Ә.Зиннәтулина, Р.Р.Абызова һ.б.). Казан: ТФА Ш.Мәрҗани исем. Тарих институты, 2017. 308 б.

Автор-составитель сборников:

ХХ гасыр башы татар вакытлы матбугатында хатын-кыз мәгарифе мәсьәләләре (документлар җыентыгы) /төзүче-авторлар Мортазина Л.Р., Зиннәтуллина А.Ә. Казан: ТР ФА Ш.Мәрҗани исем. Тарих институты, 2020. 380 б.

ТАТАР ТӘРБИЯСЕ: Г. Биктимерия һәм Ф. Сөләймания хезмәтләрендә гаилә тәрбиясе мәсьәләләре / төзүче-авторлар Мортазина Л.Р., Зиннәтуллина А.Ә. Казан: ТР ФА Ш.Мәрҗани исем. Тарих институты, 2021. 232 б.

Статьи:

Сравнительный анализ основных концепций реформирования образования в РТ // Сборник материалов итоговых конференций Центра истории и теории национального образования 2004–2005 гг. Казань: ИИ АН РТ, 2006. С. 53–62.

Система национального образования татар: история и современность (соавторы – М.М.Гибатдинов,Т.А.Биктимирова) // Казанский федералист. Казань, 2006. № 4. С. 23–45.

Дәрдемәнд һәм татар мәгарифе // Дәрдемәнд мирасы һәм хәзерге заман. Казан, 2009. 135–141 б.

Мәрьям Ялымованың педагогик эшчәнлеге // Гасырлар авазы – Эхо веков. 2010. № 3–4. Б 191–195.

«Истинный служитель народа и просвещения» (Учитель Г.В.Рафиков) (соавтор – Г.Латыпова) // Гасырлар авазы Эхо веков. 2011. №1–2. С.150–153.

Некоторые особенности преподавания предметов естественно-математического цикла в вузах на татарском языке (1990–2005 гг.) // Электронный журнал «Современные проблемы науки и образования». 2012. № 3 (0,5 п.л.).

Мөгаллим Гариф Богданов // Гасырлар авазы Эхо веков. 2012. № 3/4. Б. 115-119.

К вопросу о концептуальных основах национального образования в РТ (90-е гг. ХХ в.) // Альманах современной науки и образования. 2014. № 2 (81). C. 115–117.

Новые издания об И.Гаспринском: Исмаил Гаспралы (1891–1914) и развитие татарского просвещения (Казань: Институт истории АН РТ, 2012. 240 с.) // Крымское историческое обозрение. 2014. № 1. С.347–349.

Татар педагогик фикерен өйрәнүнең теоретик һәм методологик нигезләре («Татар педагогик фикере антологиясе»н төзү тәҗрибәсе нигезендә) // TATARICA. 2014. № 2. Б. 209–222.

Белем әлифбадан башлана // Безнең мирас. 2014. № 9. 34-37 б.

Яңа Смәил мулласы // Безнең мирас. 2015. №8. 27-36 б. (автордаш – И.Газизуллин).

«Бармак белән каткан җирне казып булмый, Әлифбасыз (алфавитсыз) язып булмый» (Г. Тукай) (Сальникова А.А., Галиуллина Д.М. Татарская «Алифба»: национальный букварь в мультикультурном пространстве (конец XIX – начало ХХ вв.)) // Фәнни Татарстан. 2015. № 2. Б.167-171.

Казанда Гаспринский мәктәбе // Крымское историческое обозрение. 2015. № .2. Б. 329–335.

О некоторых вопросах преподавания татарского языка в РТ на современном этапе // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 4 (64). Т.2. С. 69–72.

Научно-педагогическая деятельность Габдуллы Сабировича Шнаси (1885–1938) // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2016. № 8. С. 121-124.

Бәхтияр әл-Мәмдәлинең «Рисаләи тәүхид»е // Гасырлар авазы Эхо веков. 2016. № 3/4. (соавтор – Р.Әдһәмов). Б. 218-225.

Мәгариф өлкәсендә татарларның башка илләр һәм халыклар белән башланышлары: үткәне һәм бүгенгесе // ТАТАРИКА. 2016. № 1. Б.163-176.

Мөхәммәтхан Фазлуллинның (1883-1964) фәнни-педагогик эшчәнлеге //Фәнни Татарстан. 2016. № 3. Б.105-110.

Г.Ибраһимов-Шнаси – табигать фәннәре белгече // Мәгариф. 2016. № 1. Б. 93-94.

Мөхәммәтзыя Бәхтияров - Каюм Насыйри укучысы // Мәгариф. 2016. № 2. Б. 93-94.

Документальные следы двух татарских студентов в Америке // «По ту сторону ТАРТАРА». Мусульманский мир в сердце Европы между Эльбой, Бугом и Камой. Сборник научных трудов (соавтор – М.Гибатдинов). Казань: Институт истории им. Ш.Марджани; Институт Кавказских, Татарских и Туркестанских исследований (ICATAT), 2017. С. 130-139.

Высшее образование на татарском языке в Республике Татарстан (1990–2005 гг.) // Многоязычие в Волго-Уральском регионе. Т.1. Актуальная языковая политика и языковая ситуация // Frankfurt am Мain, 2017. С. 113-120.

Воссоздавая историко-культурную «биографию Алифбы» (Рецензия на книгу А.А.Сальниковой и Д.М.Галиуллиной «Татар «Әлифба»сы: үткәне hәм бүгенгесе» / «Татарская «Алифба»: история и современность» . − Казань: Татар. кн. изд-во, 2016. − 196 с.) // Гасырлар авазы Эхо веков. 2017. № 1/2. (соавтор Гибатдинов М.М.).

Роль татар в развитии просвещения народов Туркестана и Казахских степей (конец ХIХ – нач. ХХ вв.) // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2017. № 8. С. 126-130.

«Һөнәр вә мәгариф кайда булса, шунда барып тәхсыйль итәргә кирәк» (Ике татар студенты Америкада) // Гасырлар авазы – Эхо веков. 2018. № 1. Б.164-178.

Шам татарлары // Безнең мирас. 2018. № 11. Б. 34-39.

«Шул татарны күрәсе иде, нинди кеше икән?» // Безнең мирас. 2018. №7. Б. 31-37.

Мөхәммәтзыя Бәхтияров – дәреслекләр һәм кулъязма китаплар авторы // Фәнни Татарстан. 2018. №3. Б.120-128.

Садри Максуди с татарскими студентами в Льеже: история одной фотографии // Историческая этнология. 2018. №2. С. 302-311.

«Татар тарихы тиңдәшен күрмәгән даһи» («Вакыт» газетасы Ш.Мәрҗани юбилее турында) // Историческая этнология. 2018. №2. С. 319-325.

 «Первый ученый среди наших Российских мусульман» (газета «Вакыт» об Исмаиле Гаспринском) // Крымское историческое обозрение. 2018. №2. С. 52-59.

Югалмас мирас (танылган драматург Хәй Вахитның тууына 100 тулу уңаеннан) // Фәнни Татарстан. 2018. №4. Б.55-59.

Этнокультурное воспитание младших школьников (на примере учебного пособия «Наследие Татарстана») // Этнопедагогика в контексте современной культуры: Материалы международной научно-практической конференции». Стерлитамак, 2018. С. 145-149.

«Татар педагогик фикере антологиясе»ндә «Мөхәммәдия» мәдрәсәсе мөгаллимнәренең педагогик мирасы // Галимджан Баруди – педагог, муфтий, издатель и общественный деятель: материалы Всероссийской научной конференции. Казань: Институт истории, 2018. С. 128-134.

«Милли байрак» газетасында мәгариф мәсьәләләре // Гаяз Исхаки и национальное возрождение татар в начале XX века: материалы международной конференции, посвященной 140-летию со дня рождения Г. Исхаки / сост.: Ф.Х.Миннуллина, А.Ф.Ганиева, Л.Р.Надыршина. Казань: ИЯЛИ, 2018. С. 263-267.

«Кояш ватаны иленнән» хат (татар студенты Япония турында) // Гасырлар авазы Эхо веков. 2019. №2. Б. 122-135.

Проведение экзаменов в татарских женских школах (по материалам татарской периодической печати начала ХХ века) // Научно-педагогическое обозрение. 2019. № 6. С. 178-184 (соавтор – Зиннатуллина А.А.).

Хәбиб Зәйни хезмәтләрендә татар мәгарифе мәсьәләләре // Гасырлар авазы – Эхо веков. 2020. № 1. Б. 146-158.

На пути к становлению и развитию женского профессионального образования: рукоделие в татарских женских школах в начале ХХ века [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2020. № 3 (35). С. 206-215. DOI: 10.32516/2303-9922.2020.35.15(соавтор - Зиннатуллина А.А.).

Бәйрәкә авылында мәгариф тарихының кайбер сәхифәләре // Гасырлар авазы – Эхо веков. 2021. № 1. Б. 140-152.

Внеклассные мероприятия в татарских женских школах в начале ХХ века (по материалам дореволюционной национальной периодической печати) // Вестник Удмуртского университета. Серия история и филология. 2021. Том 31. No 4. С. 740-748 (соавтор – Зиннатуллина А.А.).

«Лутфулла-учитель» (к 155-летию со дня рождения татарского педагога и общественного деятеля Л.К.Абдулгазизова) // Гасырлар авазы – Эхо веков. 2021. No 4. Б. 96-106.

История Золотой Орды в публикациях татарских интеллектуалов начала ХХ века (по материалам журнала «Шура») // Золотоордынское обозрение = Golden Horde Review. 2022. Т. 10. № 1. С. 102-117. https://doi.org/10.22378/2313-6197.2022-10-1.102-117

Педагог, журналист һәм мәгърифәтче Фәүзия Габдрәшит кызы Ибраһим эшчәнлеге // Гасырлар авазы ‒ Эхо веков. 2022. №1. С. 177-186.

«Учение и просвещение можно брать везде, где оно есть»: татарские учащиеся в странах мусульманского Востока на рубеже ХIХ–ХХ вв. Minbar. Islamic Studies. 2022;15(1):13-32. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2022-15-1-13-32

«Единство языка, мысли и действий»: вклад Исмаила Гаспринского в развитие просвещения мусульманских народов // Minbar. Islamic Studies. 2022;15(3). С. 635-652.

«Бакыйга мәхәббәте куәтле иде...» (Иганәче Әхмәд бай Хөсәенов) // Безнен мирас. 2022. №10. Б. 8-17.

Нургали Надиев – педагог // Мәгариф. Татар теле. 2022. №3. Б. 45-47.

ХХ гасыр башында татар авылларында хатын-кыз мәгарифе үсешенең кайбер үзенчәлекләре // Историческая этнология. 2022, т.7, №1. С. 100-110. (автордаш – А. Зиннәтуллина).

“Безгә дә яңача булырга кушалар” // Безнең мирас. 2022. №1. Б. 24-26.

Тукай һәм Джей Дагыстанлы // Безнең мирас. 2022. №4. Б. 61-65.

Каюм Насыйри эшен дәвам иттерүче // Мәгариф. Татар теле. 2022. №1. Б. 45-48.

Татар мәгарифенең иң күренекле хәйриячесе // Мәгариф. 2022. №8. Б. 59-61.

Галимәтелбәнат Биктимерия – мәгърифәтче һәм педагог // Фәнни Татарстан. 2023. № 1. Б. 156-163.

Урал мәгърифәтчесе Хәбиб Зәйни // Безнең мирас. 2023. №3. Б. 30-34.

Роль дагестанской модели в системе религиозного образования татар (ХVII – ХVIII вв.) // ACTA HISTORICA: труды по историческим и обществоведческим наукам. 2023. Том 5. №2

К вопросу об истории развития коммерческого образования среди мусульман России в начале ХХ в. // Гасырлар авазы – Эхо веков. 2023. №2. С. 22-36.

Медресе «Казанлы» на страницах татарской периодической печати начала ХХ века // Minbar. Islamic Studies. 2023. Т.16. №3. С. 604-618.

Төрек галимнәре хезмәтләрендә татар хатын-кызлары мәсьәләсе (Адилхан Адилоглуның «Ceditçilik Dönemi Kazan Tatar Edebiyatinda Kadin Hak ve Hürriyetleri Meselesi» китабына бәяләмә) // Фәнни Татарстан. 2023. №3. Б. 165-170.

История Золотой Орды в татарской эмигрантской прессе 1930-1940-х гг. (по материалам газеты “Милли байрак”) // Золотоордынское наследие. 2023. Вып. 5.С. 254-259.

Солабаш университеты” мөдәррисе» // Мәгариф. Татар теле. 2023. №9. Б. 75-78.

Җәлал казый язмышы // Башкортстан авыл җирлегендә мөселман мәхәлләсе үсеше: тарихы, гореф-гадәтләре һәм киләчәге: конференция материаллары. Казан: “Мирас” нәшр., 2023. Б. 38-42.

Халкыбызның дин сакчысы Исмәгыйль хәзрәт Сәлимшин // Башкортстан авыл җирлегендә мөселман мәхәлләсе үсеше: тарихы, гореф-гадәтләре һәм киләчәге: конференция материаллары. Казан: “Мирас” нәшр., 2023. Б. 13-14.

“Казан белән танышасыңыз килсә, юл күрсәтүчене генә укыңыз!!!” // Гасырлар авазы – Эхо веков. 2023. №4. Б. 120-134 (автордаш – А.Зиннәтуллина).

Тукайның ачулануында мәрхәмәт бар // Безнең мирас. 2023. №4. Б. 12-15.

Сәйдәшкә музыка дөньясына юл ачкан шәхес // Безнең мирас. 2023. №10. Б. 31-33.

Фазыл Бакиров – лучший студент Университета Вальпараисо // Гасырлар авазы – Эхо веков. 2024. №2. С. 155-160.

«Национальный женский вопрос»: введение // Историческая этнология. 2024. Т. 9. №1. С. 10-16. (соавтор - Ханипова И.И.)

Рокыя Мөхәммәдиш татар хатын-кызларының милләт тормышындагы роле турында // Историческая этнология. 2024. Т. 9. №1. С. 30-37.

Учебно-методические пособия:

Татар халкы тарихы һәм мәдәнияте (Борынгы заман һәм Урта гасырлар): Татар телендә төп гомуми белем бирү мәктәпләренең 5 сыйныфы өчен уку әсбабы (автордашлар – Ф.Ш.Хуҗин, М.М.Гибатдинов, Р.Ф.Мөхәммәтдинов һ.б.). Казан: Мәгариф, 2010.

История и культура татарского народа: Учебник для 5 класса (соавторы – Ф.Ш.Хузин, М.М.Гибатдинов, Р.Ф.Мухаметдинов и др.). Казань: Магариф, 2011.

Татар халкы тарихы һәм мәдәнияте (Урта гасырлар): татар телендә төп гомуми белем бирү мәктәбенең 6 нчы сыйныфы өчен уку әсбабы (автордашлар – Ф.Ш. Хуҗин, М.М. Гибатдинов, И.М. Миргалиев һ.б). Казан: Татар. кит. нәшр., 2012.

Балачак – уйнап-көлеп үсәр чак: балалар бакчасында уеннар: балалар бакчалары тәрбиячеләре һәм физкультура инструкторлары өчен методик кулланма (автордаш – К.В. Закирова). Казан: Редакционно-издательский центр, 2012. 192 б.

Әй уйныйбыз, уйныйбыз... Балалар бакчаcында хәрәкәтле уеннар: Балалар бакчалары тәрбиячеләре һәм физкультура инструкторлары өчен методик кулланма (автордаш – К.В. Закирова). Казан: Беренче полиграфия компаниясе, 2013. 224 б.

Наследие Татарстана. 1 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Сост. М.М.Гибатдинов, Л.Р.Муртазина. Казань: Татар. дет. изд-во, 2016. 80 б.

Татарстан мирасы. 1 сыйныф: татар телендә гомуми белем бирү оешмалары өчен уку әсбабы / Төз.: М.М.Гибатдинов, Л.Р.Мортазина. Казан: Татар балалар нәшрияты, 2016. 80 б.

Наследие Татарстана. 2 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Сост. М.М.Гибатдинов, Л.Р.Муртазина. Казань: Татар. дет. изд-во, 2016. 80 б.

Татарстан мирасы. 2 сыйныф: татар телендә гомуми белем бирү оешмалары өчен уку әсбабы / Төз.: М.М.Гибатдинов, Л.Р.Мортазина. Казан: Татар балалар нәшрияты, 2016. 80 б.

Наследие Татарстана. 3 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Сост. М.М.Гибатдинов, Л.Р.Муртазина. Казань: Татар. дет. изд-во, 2017. 112 с.

Татарстан мирасы. 3 сыйныф: татар телендә гомуми белем бирү оешмалары өчен уку әсбабы / Төз.: М.М.Гибатдинов, Л.Р.Мортазина. Казан: Татар балалар нәшрияты, 2017. 112 б.

Наследие Татарстана. 4 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Сост. М.М.Гибатдинов, Л.Р.Муртазина. Казань: Татар. дет. изд-во, 2017. 96 с.

Татарстан мирасы. 4 сыйныф: татар телендә гомуми белем бирү оешмалары өчен уку әсбабы / Төз.: М.М.Гибатдинов, Л.Р.Мортазина. Казан: Татар балалар нәшрияты, 2017. 96 б.

Составление и редактирование:

Татар халкы һәм Татарстан тарихы буенча мәктәп укучылары арасында уздырылган III Республика конкурсына килгән язма эшләр җыентыгы / төз. Л.Р.Мортазина. Казан: ТИ, 2007. 112 б.

Мәрҗани / төз. Л.Р.Мортазина, М.М. Гибатдинов. Казан: ТФА Ш.Мәрҗани исемендәге Тарих институты, 2011. 140 с.

Татар педагогик фикере үсеше мәсьәләләре: 2010 елда ТР ФА Ш.Мәрҗани ис. Тарих институтының Милли мәгариф тарихы һәм теориясе үзәгендә узган фәнни конференцияләр материаллары җыентыгы / төз.Ф.М.Солтанов, М.М.Гибатдинов, Л.Р.Мортазина. Казан: ТИ, 2011. 155 б.

Татар халкының педагогик фикерен һәм мәгариф тарихын өйрәнүнең актуаль мәсьәләләре = Актуальные проблемы изучения истории образования и педагогической мысли татарского народа / төз. Л.Р.Мортазина, М.М.Гибатдинов. Казань, 2011. 280 б.

Габдулла Апанаев (1862–1919) – известный татарский педагог и общественный деятель: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (г.Казань, 29 марта 2012 г.). / сост. Муртазина Л.Р. (отв. ред.), Гибатдинов М.М., научный ред. Ф.М.Султанов. Казань: ИИ АН РТ, 2012. 232 с.

Сборника материалов региональной научно-практической конференции, посвященной 190-летию со дня рождения Каюма Насыри «Преподавание на татарском языке в системе среднего и высшего образования: история, современность и перспективы». Казань: ИИ им. Ш.Марджани, 2015.

Научно-популярной книги для детей А.Шарафиевой «Беренче төрки каганлык. Бөек ефәк юлы» (Казань: ТаГраф, 2014. 36 с.)

Татар педагогик фикере антологиясе: ике томда. 1 т. (борынгы төрки чор – ХХ гасыр башы). Казан: Татар. кит. нәшр., 2014. 407 б.

Мәрҗани. Казан: ТФА Ш.Мәрҗани исемендәге Тарих институты, 2011. 140 б. (соавтор – М.М.Гибатдинов)

Как жили татары в Средние века: история повседневности = Урта гасырларда татарлар ничек яшәгән: көнкүреш тарихы / сост. М.М.Гибатдинов, Л.Р.Муртазина. – Казань: Татар.кн.изд-вә, 2021. 147 с.

Участие в научных конференциях:

Всероссийская научно-практическая конференция «Наследие Дэрдменда и современность», посвященная 150-летию со дня рождения Дэрдменда (11 декабрь, 2009, ИЯЛИ им.Г.Ибрагимова АН РТ)

Международная научно-практическая конференция «Творчество Баки Урманче и актуальные проблемы национального искусства», посвященная 115-летию со дня рождения Б.И.Урманче (21–22 февраля 2012 г., ИЯЛИ им. Г.Ибрагимова АН РТ)

I Международная научно-практическая конференция «Педагогическое образование: история, современность, перспективы», посвященная 135-летию Казанского педагогического колледжа, 30 марта 2012 г.

IV международная научно-практическая конференция «Наука, образование и спорт: история, современность, перспективы», посвященная ХХVII Всемирной летней Универсиаде 2013 г. в Казани, 28 июня 2013

Международная конференция «Изучение предметов образовательной области «Основы религиозной культуры и светской этики в школе: проблемы и перспективы» (Институт истории АН РТ, 7–8 ноября, 2013)

Международная научно-практическая конференция «Современная наука: теоретический и практический взгляд» (Уфа, 28 марта 2015)

Международная научно-практическая конференция «ХV Игнатьевские чтения» (Козьмодемьянск, 21–22 мая 2015)

Международная научно-практическая конференция «Взаимодействие органов власти, общественных объединений и образовательных учреждений по гармонизации этноконфессиональных и межнациональных отношений: региональный аспект» (Казань, 29 апреля 2015 г.)

Международная научно-практическая конференция «Гаяз Исхаки и национальное возрождение татар в начале ХХ века», посвященная 140-летию со дня рождения классика татарской литературы и яркого публициста, общественного деятеля Гаяза Исхаки (6–7 сентября 2018, Казань)

Международная конференция «Татарстан – Япония: история и перспективы взаимоотношений» (23–25 июля 2018, Казань).

Международная научно-практическая конференция, посвященная 200-летию выдающегося татарского ученого-просветителя «Научное наследие и общественная деятельность Шигабутдина Марджани» (20–21 сентября 2018, Казань).

Международная научно-практическая конференция, посвященная 150-летию Ахмадхади Максуди «Татарское мусульманское просвещение на рубеже ХIХ–ХХ вв.» (Наб. Челны, 20 октября 2018).

Международная научно-практическая конференция «Этнопедагогика в контексте современной культуры» (5–6 октября 2018, Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», Республика Башкортостан, г. Стерлитамак)

Международная научно-практическая конференция «Садри Максуди: наследие и современность» (7 декабря 2018, Казань).

Международная научно-практическая конференция «Личности и судьбы: татарское публичное пространство в ХХ век», приуроченная к юбилейным датам выдающихся татарских интеллектуалов (7–8 декабря 2023 г., Казань)

Всероссийская научная конференция «Женщина в системе духовно-нравственных ценностей и семейных традиций народов России» (г. Казань, 21 ноября 2024 г.)

Преподавательская деятельность (по совместительству):

Ст. преподаватель кафедры методики преподавания татарского языка и литературы КГУ (2004–2006)

Доцент кафедры татарского языка и межкультурной коммуникации ТГГПУ (КФУ) (2009–2012)

Знание языков: татарский, русский, арабский (со словарем)